Выбор местоположения предприятия
--
Задача выбора местоположения предприятия заключается в нахождении такого местоположения,
которое делает возможным реализацию заданной программы производства и продаж.
Выбор местоположения предприятия определяется необходимостью экономии ресурсов, возможностью
производить на данном месте определенный продукт с меньшими общими затратами, чем в других
местах. При этом исследуется влияние логистических затрат на принятие решения в отношении
местоположения предприятия. В частности, учитываются затраты на транспортировку, сырье и
горючее, рабочую силу, хранение продукции.
Факторы, влияющие на принятие решения относительно местоположения предприятия:
1. Внутренние:
- финансовые ограничения для покрытия затрат, связанных с выбором местоположения;
- личные предпочтения специалистов предприятия;
2. Внешние. Определяются, как правило, законодательством. Так, предписания в области
строительства (например, планы застройки) и предписания в области экологии могут содержать
запреты на осуществление промышленного строительства. Некоторые местности могут быть исключены
из выбора в силу своих естественных характеристик (таких, как климат, структура почвы и т. п.).
Политические ограничения могут привести к тому, что целые регионы будут выпадать из числа
потенциальных мест размещения предприятий. Существует, например, целый ряд государств, в
законодательстве которых не предусматриваются для иностранных граждан возможности ведения
предпринимательской деятельности. В некоторых случаях слишком велик политический риск.
Перечень факторов выбора местоположения предприятия включает совокупность всех критериев,
существенных для принятия решения о выборе места размещения предприятия.
Факторы, учитываемые при определении местоположения предприятия:
- общие — транспортные затраты и стоимость рабочей силы;
- специальные, важные для предприятий определенных отраслей промышленности (наличие сырья,
воды);
- региональные — притягивают предприятия к определенным регионам (например, месторождения
сырья);
- факторы сосредоточения — обусловливают территориальную концентрацию (например, рынки сбыта
при высокой плотности населения);
- факторы рассредоточения — обусловливают территориальную децентрализацию (например, низкий
уровень заработной платы в стране);
- естественно-технические (например, структура почвы);
- общественно-культурные (например, культурный уровень города). Факторы выбора местоположения
предприятия с точки зрения снабжения:
- земельные участки (структура, закупочная цена или размер арендной платы);
- сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, затраты на
транспортировку);
- рабочая сила (трудовые ресурсы в зависимости от численности населения, уровня жизни в
данном регионе, уровня заработной платы, квалификации рабочей силы, отношения к труду);
- энергия (затраты на энергоснабжение);
- транспорт (инфраструктура транспорта, например: наличие автомобильных дорог, близость
аэропортов, затраты на транспорт).
Производственные факторы выбора местоположения предприятия:
- природные особенности (структура почвы, климат);
- технологические особенности (территориальная близость предприятий, готовых к развитию
кооперативных связей, например, поставщиков услуг автомобильной транспортировки для работы по
принципу «точно в срок»).
Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта:
- потенциал сбыта (структура населения, покупательная способность, конкуренция, особый
престиж продукта в районе производства или высокий рейтинг региона в силу качества
производимой в нем продукции);
- транспорт (транспортные пути, затраты на транспорт);
- контакты, способствующие реализации (ярмарки, рекламные агентства).
Факторы выбора местоположения предприятия, определяемые государством:
- налоги (ставка налога, налоговые льготы для определенных регионов);
- законодательство, регулирующее пересечение границ (таможенные правила, внешнеторговые
законы),'которое может, например, ущемлять интересы экспортеров и, следовательно,
способствовать принятию решения о размещении предприятия за рубежом;
- экономическая система (законодательство в области бизнеса, регулирующее конкуренцию, право
принимать участие в делах предприятия), а также риски, связанные с политической
нестабильностью (например, ограничения в движении капитала, экспроприация);
- мероприятия в области охраны внешней среды (снижение уровня загрязнения внешней
среды);
- государственная помощь (программы содействия регионам со слаборазвитой экономической
структурой, помощь в основании частных предприятий, содействие научно-исследовательским
работам и опытно-конструкторским разработкам).
Факторы выбора участка под распределительный центр после принятия решения о его географическом
месторасположении:
- размер и конфигурация участка;
- транспортная доступность местности;
- планы местных властей.
Последовательность действий при выборе варианта размещения распределительного центра:
- Изучается конъюнктура рынка, прогнозируется величина материального потока.
- Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе и на отдельных участках
цепи поставок.
- Разрабатывается система закупок.
- Разрабатываются варианты схем распределения продукции по цепи поставок.
- Выбирается месторасположение распределительного центра, отвечающее критерию минимума общих
затрат.
--
Назад в раздел
Дополнительная информация
|