|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Обжалование действий и решений таможенных органов РФ
--
Одним из гарантов обеспечения законности в деятельности таможенных органов является наличие в таможенном праве института обжалования. В соответствии со ст. 405 ТК РФ любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов России и их должностных лиц, если считает ущемленными (т. е. нарушенными либо нереализованными) свои права и законные интересы (естественно - в сфере таможенного дела) и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. Причем последняя фраза имеет особый смысл и значение, поскольку подчеркивает, что общее несогласие лица с тем или иным решением, действием или бездействием таможенных органов и их должностных лиц, когда такое решение, действие или бездействие непосредственно и индивидуально не затрагивает это лицо, не может служить основанием для его обжалования. Наличие в Таможенном кодексе РФ специального раздела (раздела XIII), посвященного институту обжалования, свидетельствует о демократизме таможенного дела в России в целом и процедуры осуществления таможенной деятельности в частности. Институт обжалования является одной из гарантий соблюдения законности (а в случае ее нарушения - и гарантией восстановления законности) в сфере государственного управления, в том числе и в сфере управления таможенным делом. И распространяется он на все формы реализации таможенными органами и их должностными лицами своей компетенции - на их решения, действия или бездействие. Обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц нельзя путать с другими видами обращений в таможенные органы участников таможенно-правовых отношений, такими как внесение предложений и подача заявления. Внесение предложений - это привлечение внимания на несовершенство организации и деятельности таможенных органов и указание на пути их устранения. Подача заявлений - это вид обращения участника таможенно-правовых отношений в таможенный орган по поводу реализации своего права или законного интереса, не связанного с его нарушением. А вот обжалование - это обращение по поводу нарушенного права или законного интереса, причем право на обжалование может реализовываться как через обращение в таможенные органы, так и путем обращения в суд. Законодательство позволяет различать общее право обжалования и специальное право обжалования. Правом на общее обжалование обладают все участники таможенно-правовых отношений, обладающие общей правосубъектностью, а правом на специальное обжалование - лишь те из них, кто наделен специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Так, например, правом обжалования постановления по делу о нарушении таможенных правил обладает лишь то лицо, в отношении которого оно вынесено. Таможенным законодательством предусмотрен двухступенчатый порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: первоначальное (досудебное) обжалование через обращение в вышестоящие таможенные органы или к вышестоящим должностным лицам и вторичное обжалование - через обращение в суд. Причем нормы раздела XIII ТК РФ применяются при обжаловании любых решений, действий или бездействия таможенных органов, за исключением обжалования постановлений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил, порядок обжалования которых предусмотрен главой 49 раздела Х ТК РФ. Внесудебное обжалование нисколько не умаляет конституционного права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Каждый гражданин вправе обратиться с жало бой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Порядок такого обращения урегулирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Однако, реальное осуществление права граждан на обращение с жалобой в суд нередко осложнено сильной бюрократизацией в их разрешении, сложностью судебных процедур (например, в получении доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалобы), неизбежной потерей значительного количества времени, тратой денет на уплату судебных пошлин и прочими объективно существующими препятствиями. Поэтому наличие в таможенном праве двухступенчатой системы обжалования нисколько не усложняет, а наоборот, на наш взгляд, упрощает процесс обжалования, когда жалоба подавшего ее лица может быть удовлетворена в административном порядке.
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |