Транспорт России
Навигация

Обжалование постановлений таможенных органов по делу о нарушении таможенных правил

--


Лица, привлекаемые к ответственности за нарушения та­моженных правил, или их представители вправе обжаловать постановления по делам о нарушениях таможенных правил в соответствии с порядком, установленным действующим зако­нодательством. Такое право вытекает из положений Конституции Российской Федерации, Кодекса РСФСР об админист­ративных правонарушениях и непосредственно Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет различный порядок обжалования постановлений по делам о нарушениях таможенных правил. Соответственно видам этих постановлений можно выделить:

  • порядок обжалования постановлений о наложении взы­скания за нарушения таможенных правил;
  • порядок обжалования постановлений о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил и о возвращении дела для дополнительного производства;
  • порядок обжалования постановлений о возбуждении уго­ловного дела о преступлениях, производство дознания по ко­торым отнесено к компетенции таможенных органов, или о направлении материалов об этих преступлениях в другие пра­воохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

В соответствии со статьями 370 и 371 Таможенного кодек­са Российской Федерации постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано как физическими, так и юридически­ми лицами в течение двадцати дней со дня вынесения поста­новления. Однако если физические лица могут обжаловать указанное постановление по своему усмотрению как в суд об­щей юрисдикции, так и в вышестоящий таможенный орган, то для юридических лиц предусмотрена обязательная досудебная процедура обжалования: прежде чем обращаться в суд, они должны обжаловать постановление таможенного органа о на­ложении взыскания в вышестоящий таможенный орган. Несо­блюдение этой процедуры влечет возвращение искового заявления или оставление иска без рассмотрения (и. 6 ст. 108 и и. 5 ст. 87 АПК РФ).

В случае пропуска упомянутых сроков обжалования по уважительным причинам они могут быть восстановлены по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, либо его представителя соответственно вышестоящим таможенным ор­ганом или судом общей юрисдикции.

Подача жалобы на постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил при­останавливает исполнение наложенного взыскания до вступ­ления в силу решения по этой жалобе (ст. 376 ТК РФ).

В соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации жалоба на постановления о прекращении производства по делу и о возвращении дела для дополнитель­ного производства может быть подана в пятидневный срок со дня их вынесения только в вышестоящий таможенный орган. При этом Таможенный кодекс Российской Федерации закреп­ляет положение, в соответствии с которым решение выше­стоящего таможенного органа по жалобе является окончатель­ным. Очевидно, что это положение не соответствует статье 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 2 статьи 372 Таможенного кодекса Российской Фе­дерации предусмотрено, что постановления таможенного ор­гана, выносимые по материалам, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, обжалуются в порядке, предусмот­ренном уголовно-процессуальным законодательством.

Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с ча­стью 2 статьи 357 и частью 10 статьи 365 Таможенного кодек­са Российской Федерации таможенный орган уведомляет ли­цо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможен­ных правил, о вынесении постановлений о наложении взыска­ния и о прекращении производства по делу. При вынесении иных постановлений по делу таможенный орган не обязан из­вещать лицо, привлекаемое к ответственности, о его результа­тах. При этом сроки их обжалования значительно короче, чем сроки обжалования постановления о наложении взыскания, а возможности восстановления срока обжалования не преду­смотрено.

Подробнее остановимся на процедуре обжалования поста­новлений по делу в вышестоящий таможенный орган.

Нормативные правовые акты по таможенному делу не ус­танавливают обязательных реквизитов жалобы на постановле­ние по делу о нарушении таможенных правил, однако следует отметить, что при отсутствии определенных сведений жалоба не будет принята к рассмотрению вышестоящим таможенным органом, либо процесс рассмотрения затянется на длительное время. Такими сведениями являются:

  • наименование таможен­ного органа, в который подается жалоба;
  • фамилия, имя, отче­ство (наименование), почтовый адрес лица, подающего жало­бу;
  • реквизиты обжалуемого постановления (каким таможен­ным органом, по какому делу и в отношении кого вынесено;
  • обстоятельства дела;
  • основания жалобы (причины несогласия с решением таможенного органа);
  • предъявляемые требования;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов; дата ее составле­ния.

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подающим. Если постановление по делу обжалуется юридическим лицом, то указывается должностное положение лица, подписавшего этот документ.

Вместе с жалобой представляются оригиналы документов либо их должным образом заверенные копии, на которых лицо основывает свои требования (в случае их отсутствия в мате­риалах дела), а при подаче жалобы представителем лица, при­влекаемого к ответственности, - также документы, подтвер­ждающие его полномочия.

Жалоба должна быть подана в надлежащий орган, которым является вышестоящий таможенный орган. В связи с тем, что система таможенных органов имеет жесткое вертикальное подчинение, у одного таможенного органа не может быть не­сколько вышестоящих. Подача жалобы в ненадлежащий та­моженный орган либо влечет отказ в ее рассмотрении, либо инициирует длительное «путешествие» документов из одного таможенного органа в другой. То же самое происходит при подаче жалобы на постановление таможенного органа по делу в ненадлежащий государственный орган или администрацию Президента Российской Федерации, что случается достаточно часто.

Согласно статье 8 Таможенного кодекса Российской Феде­рации систему таможенных органов образуют:

  • Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации;
  • региональные таможенные управления Российской Феде­рации;
  • таможни Российской Федерации;
  • таможенные посты Российской Федерации.

Государственный таможенный комитет Российской Феде­рации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет общий контроль за деятельностью всех тамо­женных органов. В соответствии с приведенной выше струк­турой каждое региональное таможенное управление контро­лирует таможни, находящиеся в регионе его деятельности, ка­ждая таможня, в свою очередь, - таможенные посты, располо­женные на подведомственной ей территории. Соответственно, жалоба на постановление таможенного поста подается в та­можню, на постановление таможни - в региональное тамо­женное управление, а на постановление регионального тамо­женного управления - в ГТК России.

Существуют также таможни центрального подчинения (на­пример, Центральная акцизная, Шереметьевская, Энергетиче­ская), непосредственное руководство и контроль над которы­ми осуществляет ГТК России. Постановления по делам о на­рушениях таможенных правил, вынесенные такими таможня­ми, обжалуются в ГТК России, минуя региональные таможен­ные управления.

В 1996 году было начато создание специализированных оперативных таможен. Задачей этих органов является борьба с нарушениями в сфере таможенного дела на территории, под­чиненной тем региональным таможенным управлениям, на ба­зе правоохранительных блоков которых они создаются. Одна­ко при создании оперативных таможен не было учтено иерар­хическое построение, установленное Таможенным кодексом Российской Федерации. Эти таможни имеют тройное подчи­нение: региональному таможенному управлению, на террито­рии которого они действуют, - по вопросам материально-тех­нического обеспечения. Региональному таможенному управ­лению по борьбе с таможенными правонарушениями - по во­просам правоохранительной деятельности, а также создаваемому в настоящее время специализированному управлению ГТК России. Если следовать функциональной направленности работы оперативных таможен, обжалование их постановлений должно производиться в Региональное таможенное управле­ние по борьбе с таможенными правонарушениями. Однако на практике все жалобы поступают в региональные таможенные управления, на базе которых такие таможни были созданы.

Если при подаче жалобы соблюдены все приведенные вы­ше требования, она принимается к рассмотрению. В соответ­ствии со статьей 375 Таможенного кодекса Российской Феде­рации общий срок ее рассмотрения составляет один месяц со дня поступления в вышестоящий таможенный орган. При этом установлено, что жалоба, не требующая дополнительного изу­чения и проверки, рассматривается безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня ее поступления. Формулиров­ка статьи «не требующая дополнительного изучения и провер­ки» предполагает возможность рассмотрения жалобы без не­посредственного изучения материалов дела о нарушении та­моженных правил. Учитывая, что на практике все решения принимаются по результатам изучения как жалобы, так и дела о нарушении таможенных правил, срок рассмотрения жалобы редко бывает меньше одного месяца.

В порядке исключения установленный месячный срок мо­жет быть продлен, но не более чем до трех месяцев. Таким об­разом, общий срок рассмотрения жалобы не может превышать три месяца. Срок рассмотрения продлевается начальником вышестоящего таможенного органа или его заместителем, а для жалоб, рассматриваемых ГТК России, - начальником со­ответствующего структурного подразделения ГТК России или его заместителем. Как правило, продление оформляется в виде постановления, утверждаемого соответствующим должност­ным лицом. О продлении срока рассмотрения жалобы в обяза­тельном порядке сообщается лицу, подавшему жалобу.

Как уже было отмечено, после поступления жалобы выше­стоящий таможенный орган запрашивает материалы дела о нарушении таможенных правил, а также мотивированное за­ключение по существу жалобы. Рассмотрение жалобы осуще­ствляется только после получения указанных материалов и на их основании, что необходимо для полной, всесторонней и объективной оценки обстоятельств правонарушения. Поэтому в тех случаях, когда материалы дела о нарушении таможенных правил в силу объективных причин не могут быть высланы по запросу вышестоящего таможенного органа незамедлительно, сроки рассмотрения жалобы приостанавливаются постановле­нием таможенного органа, рассматривающего дело. Статья 377 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет два основания для такого приостановления: если материалы дела истребованы органами предварительного следствия в свя­зи с возбуждением или расследованием уголовного дела либо если материалы дела о нарушении таможенных правил в по­рядке надзора рассматриваются прокурором. Возобновление течения сроков рассмотрения жалобы возможно только после того, как отпали основания для их приостановления.

Рассмотрение жалоб в таможнях и региональных таможен­ных управлениях производится начальниками этих таможен­ных органов либо их заместителями. При этом подготовка проектов решений по жалобам в таможнях, в зависимости от сложившейся практики, осуществляется юридическими отде­лами или отделами таможенных расследований, а в регио­нальных таможенных управлениях - специально созданными отделами контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил.

В соответствии с приказом ГТК России от 29 декабря 1998 года № 884 «О полномочиях руководителей Правового управ­ления по контролю за соблюдением таможенного законода­тельства Российской Федерации» жалобы на постановления по делам о нарушениях таможенных правил от имени ГТК Рос­сии рассматривает начальник Правового управления или его заместитель.

В случае обжалования физическими лицами постановлений по делам о нарушениях таможенных правил в суд общей юрисдикции жалоба подается по месту нахождения таможен­ного органа, вынесшего постановление. Процедура подачи и рассмотрения жалоб регулируется гражданско-процессуальным законодательством.

Рассмотрев постановление по делу о нарушении таможен­ных правил в связи с жалобой физического или юридического лица, вышестоящий таможенный орган принимает одно из следующих решений:

  1. оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  2. отменяет постановление и направляет дело на новое рас­смотрение или возвращает его для дополнительного производ­ства;
  3. отменяет постановление и прекращает дело;
  4. изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил;
  5. отменяет постановление по делу о нарушении таможен­ных правил и выносит постановление о возбуждении уголов­ного дела о преступлении, производство дознания по которо­му отнесено к компетенции таможенного органа, или о на­правлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в другие правоохранительные органы (ст. 373 ТКРФ).

Решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения принимается, когда в ходе произ­водства по делу и его рассмотрения не допущено нарушений норм материального или процессуального права, либо когда допущенные нарушения не являются с точки зрения выше­стоящего таможенного органа существенными.

В остальных случаях решение принимается в зависимости от того, на какой из стадий административного процесса воз­можно устранение допущенных нарушений.

Так, если взыскание было наложено без учета имеющихся в деле обстоятельств, смягчающих ответственность, или с на­рушением установленных правил применения взыскания, вы­шестоящий таможенный орган имеет право самостоятельно изменить меру взыскания, скорректировать его. При этом под мерой взыскания понимается не только размер наложенного взыскания, но также его вид и «объем» (количество наложен­ных на лицо взысканий). Так, руководствуясь пунктом 4 ста­тьи 373 Таможенного кодекса Российской Федерации, выше­стоящий таможенный орган может снизить размер наложенно­го взыскания или заменить, в случае истечения срока наложе­ния взыскания, срочное взыскание бессрочным (в главе, посвященной общим положениям об ответственности за нару­шения таможенных правил, отмечалось, что ряд взысканий может быть наложен только в определенный период времени с момента обнаружения правонарушения). Вышестоящий тамо­женный орган полномочен также отменить назначенное до­полнительное взыскание, если оно не является обязательным.

Вместе с тем возможности вышестоящего таможенного ор­гана по изменению меры взыскания ограниченны. С одной стороны, она может быть изменена только в сторону смягче­ния взыскания (п. 4 ст. 373 ТК РФ). Так, например, взыскание в виде штрафа в размере 50 процентов стоимости товаров, яв­ляющихся непосредственным объектом правонарушения, не может быть заменено конфискацией такого товара, так как в этом случае взыскание будет усилено. С другой стороны, вы­шестоящий таможенный орган не может самостоятельно при­менить статью 239 Таможенного кодекса Российской Федера­ции. Дело в том, что Таможенный кодекс Российской Федера­ции закрепляет право наложения взыскания ниже низшего предела и неприменения дополнительного взыскания в случае, когда оно является обязательным, только за лицом, рассматри­вающим дело о нарушении таможенных правил. Исходя же из смысла статьи 373 Таможенного кодекса Российской Федера­ции, вышестоящий таможенный орган рассматривает не дело о нарушении таможенных правил, а постановление по делу. По­этому в случае, когда таможенным органом при принятии ре­шения по делу необоснованно применено взыскание в не­большом размере или «объеме», а также когда, наоборот, из дела усматриваются обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности совершенного правонаруше­ния, вышестоящий таможенный орган направляет дело на но­вое рассмотрение. Однако следует отметить, что в нарушение требований таможенного законодательства вышестоящий та­моженный орган нередко самостоятельно применяет статью 239 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Направление дела на новое рассмотрение актуально также в тех случаях, если деяние лица квалифицировано правильно, однако неверно определена объективная сторона правонару­шения. Довольно часто это происходит при привлечении лиц к ответственности по статьям 280 и 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, когда лицам вменяется распоряжение товаром вместо пользования, недекларирование вместо недос­товерного декларирования.

Возвращение дела для дополнительного производства пред­полагает, что для вынесения законного и обоснованного реше­ния по делу необходимо провести определенные процессуаль­ные действия: опросить лиц, собрать доказательства, опреде­лить свободную (рыночную) цену непосредственного объекта правонарушения. Учитывая, что для осуществления указанных действий требуется какое-то количество времени, они могут быть произведены только в рамках производства по делу о на­рушении таможенных правил. Одновременно с принятием ре­шения о возвращении дела для дополнительного производства вышестоящим таможенным органом продлевается срок произ­водства на основании пункта 3.6 Инструкции о порядке про­дления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, утвержденной приказом ГТК Рос­сии от 20 июля 1998 года № 496. Срок дополнительного произ­водства устанавливается по усмотрению таможенного органа в пределах сроков наложения взыскания, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Решение о прекращении дела принимается в случаях, ко­гда при рассмотрении постановления по делу о нарушении таможенных правил вышестоящим таможенным органом ус­танавливаются обстоятельства, обозначенные в статье 291 Таможенного кодекса Российской Федерации. Наиболее час­то встречающимися обстоятельствами, влекущими прекра­щение дела, являются отсутствие события или состава право­нарушения (п. 1,2 ст. 291 ТК РФ), а также истечение к мо­менту вынесения решения сроков наложения взыскания (п. 9 ст. 291 ТК РФ).

Также имеют место ситуации, когда, например, при рас­смотрении постановления по делу в действиях лица, привле­ченного к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части недостоверного дек­ларирования товаров), усматриваются признаки нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотре­на статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части заявления в таможенной декларации недостоверных сведений, дающих основание для занижения размера тамо­женных платежей). Такие дела подлежат возвращению для до­полнительного производства с целью переквалификации. Од­нако учитывая, что статья 282 статьи 291 Тамо­женного кодекса Российской Федерации предусматривает наложение взыскания только в виде штрафа, который является срочным взысканием, а также то, что к моменту рассмотрения поста­новления по делу вышестоящим таможенным органом срок его наложения в ряде случаев истекает, дело о нарушении та­моженных правил прекращается по пункту 9.

Перечень принимаемых вышестоящим таможенным орга­ном решений, приведенный в статье 373 - прекращено, а в третьей - возвращено для до­полнительного производства. Таможенного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. При этом согласно формулировке статьи вышестоящий таможенный ор­ган может принять только одно из предусмотренных решений. Вместе с тем правоприменительная практика пошла по тому пути, что в случае, когда дело о нарушении таможенных пра­вил логически разбивается на несколько эпизодов или заведе­но в отношении нескольких лиц, может быть принято не­сколько решений.

Все решения, кроме решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, принимаются вышестоящим таможенным органом в форме постановления. Подобно судебным постановлениям и постановлениям по делу о нарушении таможенных правил, оно состоит из вводной, ус­тановочной, мотивировочной и резолютивной частей. Как правило, постановление подписывается инспектором отдела, подготовившим его проект, и начальником этого отдела и в дальнейшем утверждается, в соответствии с распределением должностных обязанностей, начальником таможенного органа, принимающего решение, либо его заместителем.

Решение об оставлении постановления по делу о наруше­нии таможенных правил без изменения, а жалобы без удовле­творения в настоящее время принимается вышестоящим та­моженным органом в устной форме. Лицо, инициировавшее рассмотрение постановления, уведомляется о его результатах. Такое уведомление подписывается тем же должностным ли­цом, которым утверждается решение об отмене или изменении постановления по делу.

В соответствии со статьей 374 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации основаниями к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил яв­ляются:

  1. неполнота или односторонность производства по делу или его рассмотрения;
  2. несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела;
  3. существенное нарушение процессуальных требований Таможенного кодекса Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - законодательства об административ­ных правонарушениях;
  4. неправильная квалификация содеянного, неприменение либо неправильное применение мер взыскания.

Рассмотрим каждое из названных оснований.

Производство по делу и его рассмотрение считаются про­веденными неполно в том случае, когда по имеющимся в деле материалам не представляется возможным сделать однознач­ный вывод о наличии или отсутствии в действиях лица, при­влекаемого к ответственности, состава правонарушения или иной вывод, изложенный в постановлении. Как правило, не­полнота проявляется в отсутствии достаточного количества доказательств, неисследовании всех обстоятельств дела, нали­чии в деле неустраненных противоречий.

Если неполнота скорее говорит о количественной стороне проведенного производства по делу и его рассмотрения, то односторонность - о качественной. Односторонность в боль­шинстве случаев означает ограниченность восприятия сотруд­никами таможенных органов обстоятельств дела, придание производству по делу односторонней направленности. Доста­точно часто из материалов дела о нарушении таможенных правил в действиях лица, привлекаемого к ответственности, или в действиях других лиц усматриваются признаки иных на­рушений таможенных правил. Также имеют место случаи, ко­гда при рассмотрении вышестоящим таможенным органом по­становления по делу выясняется, что на лице, признанном со­вершившим или виновным в совершении нарушения тамо­женных правил, вовсе не лежала обязанность выполнения тре­бований таможенного законодательства.

Как в установочной, так и в резолютивной части постанов­ления по делу о нарушении таможенных правил содержатся определенные выводы, установленные таможенным органом в ходе производства по делу и его рассмотрения. Такие выводы в большинстве случаев обусловлены имеющимися в деле до­казательствами. Несоответствие выводов, изложенных в по­становлении, фактическим обстоятельствам дела может явить­ся следствием неверной оценки доказательств, непринятия во внимание имеющихся в деле доказательств или несоблюдения правил об их относимости, допустимости и достаточности.

Круг существенных нарушений процессуальных требова­ний, могущих согласно статье 374 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации служить основаниями к отмене или изме­нению постановления о наложении взыскания или о прекраще­нии дела о нарушении таможенных правил, очень узок. Поста­новление по делу может быть отменено на основании пункта 3 указанной статьи при одновременном соблюдении двух усло­вий. Во-первых, если процессуальное нарушение выразилось в ущемлении законных прав участников производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, а во-вторых, если такое ущемление помешало всесторонне рассмот­реть дело и повлияло или могло повлиять на вынесение обосно­ванного постановления по делу. Примерами таких процессу­альных нарушений являются вынесение постановления непра­вомочным должностным лицом, безосновательное недопуще­ние к участию в рассмотрении дела лица, привлекаемого к от­ветственности за нарушение таможенных правил, или его пред­ставителя, отказ лицу, привлекаемому к ответственности, в праве пользоваться родным языком или услугами переводчика.

Под квалификацией понимается правовая оценка деяния, выражающаяся в установлении соответствия его признаков признакам правонарушения, ответственность за которое пре­дусмотрена соответствующей статьей закона.

Неправильная квалификация содеянного означает привле­чение лица к ответственности по той статье Таможенного ко­декса Российской Федерации, диспозиция которой не соответ­ствует фактически совершенному деянию лица, привлеченно­го к ответственности. Однако следует иметь в виду, что со­вершенное деяние должно при этом подпадать под признаки какого-либо другого нарушения таможенных правил, ответст­венность за которое предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации. В противном случае будет иметь ме­сто не неверная квалификация содеянного, а отсутствие в дей­ствиях лица события правонарушения.

Неприменение мер взыскания как основание для изменения или отмены постановления по делу предполагает неприменение:

  • дополнительного взыскания в случае, когда оно является обязательным;
  • основного срочного взыскания, когда срок его наложения не истек;
  • дополнительного необязательного взыскания, носящего бессрочный характер, в случае, когда срок наложения основ­ного взыскания истек.

Неверное применение мер взыскания связано с несоблюде­нием правил их применения, таких, как применение двух до­полнительных взысканий; наложение взыскания в виде конфи­скации определенной части товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом нарушения тамо­женных правил; наложение взыскания ниже низшего предела при отсутствии обстоятельств, существенно снижающих сте­пень общественной опасности; наложение взыскания в виде предупреждения при применении статьи 240 Таможенного ко­декса Российской Федерации.

Перечень оснований к отмене или изменению постановле­ния о наложении взыскания или о прекращении производства по делу, так же как и перечень решений, которые вышестоя­щий таможенный орган полномочен принять по результатам рассмотрения постановления по делу, является исчерпываю­щим. Однако, если решение таможенный орган может принять только одно, то оснований для его принятия может быть ука­зано несколько. В частности, односторонность и неполнота производства по делу о нарушении таможенных правил, как правило, влекут за собой несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела. В свою очередь, неправильная квалификация деяния или неверное применение мер взыскания могут сопровождаться любым из предусмотренных оснований.

В случае несогласия с решением вышестоящего таможен­ного органа оно может быть обжаловано в судебном поряд­ке.

Статьи 370 и 371 Таможенного кодекса Российской Феде­рации предусматривают возможность обжалования не только решения вышестоящего таможенного органа, но и постановления таможенного органа о наложении взыскания, а также одновременно обоих названных документов.

Для того чтобы решить, на какой из указанных актов должна подаваться жалоба в каждой конкретной ситуации, не­обходимо, во-первых, выяснить, сохраняет ли юридическую силу постановление о наложении взыскания после принятия по нему решения вышестоящим таможенным органом, во-вторых, определить, с каким из актов, имеющих юридическую силу, лицо не согласно по существу и, в-третьих, представить последствия обжалования.

Согласно статье 373 Таможенного кодекса Российской Фе­дерации принятие решения о возвращении дела для дополни­тельного производства или о направлении его на новое рас­смотрение, а также решения о прекращении дела сопряжено с отменой постановления по делу о нарушении таможенных правил. Логично предположить, что при такой ситуации обжа­ловать постановление по делу о нарушении таможенных пра­вил невозможно ввиду отсутствия самого предмета обжалова­ния. В свою очередь, обжалование названных решений выше­стоящего органа имеет смысл только в случае, если ими нару­шены интересы лица, привлекаемого к ответственности. На­пример, обоснованно подать жалобу на одно из таких решений вышестоящего таможенного органа в том случае, когда выне­сено постановление о прекращении дела, а вышестоящим та­моженным органом такое прекращение признано необосно­ванным, и дело возвращено для дополнительного производст­ва, а также когда дело прекращено вышестоящим таможенным органом не по реабилитирующим основаниям. При этом сле­дует иметь в виду, что отмена в судебном порядке решения вышестоящего таможенного органа приведет к возобновлению действия первоначального постановления по делу. Поэтому в ряде случаев предпочтительнее дождаться результатов допол­нительного производства или нового рассмотрения.

Изменение вышестоящим таможенным органом меры взы­скания не влечет отмены постановления по делу, а изменяет его (вносит в него поправки). При этом имеют место два до­кумента: которым взыскание наложено и которым наложенное взыскание скорректировано. Учитывая, что юридически в данном случае присутствуют два акта, обжалование обоих по­становлений не является ошибкой. Однако в этом случае госу­дарственная пошлина подлежит уплате за два требования. Можно обжаловать только постановление о наложении взы­скания: постановление вышестоящего таможенного органа имеет смысл только при наличии постановления о наложении взыскания, в которое оно вносит изменения, и в случае отмены последнего фактически не имеет юридической силы. Вместе с тем обратная ситуация для лица, подающего жалобу, может оказаться неожиданной. Например, в случае отмены в судеб­ном порядке решения вышестоящего таможенного органа о снижении размера наложенного взыскания постановление о наложении первоначального взыскания остается в силе.

Постановления таможенных органов обжалуются физиче­скими и юридическими лицами соответственно в суд общей юрисдикции или арбитражный суд по месту нахождения та­моженного органа, чье постановление обжалуется. В случае обжалования одновременно и постановления по делу о нару­шении таможенных правил, и постановления вышестоящего таможенного органа жалоба подается по месту нахождения любого из них. В соответствии с разъяснениями, содержащи­мися в письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 17 июня 1996 года № 5 «Обзор практи­ки рассмотрения споров, связанных с применением таможен­ного законодательства», в тех случаях, когда вышестоящий таможенный орган принимает решение об оставлении поста­новления по делу без изменения, а жалобы без удовлетворе­ния, иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахожде­ния таможенного органа, вынесшего постановление по делу.

В соответствии со статьями 25 и 231 Гражданского процес­суального кодекса Российской Федерации судам общей юрис­дикции подведомственны в том числе дела, возникающие из административных правоотношений, по жалобам:

  • на неправильность в списках избирателей;
  • на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий;
  • на действия государственных органов, общественных ор­ганизаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан;
  • на отказ в разрешении на выезд из Российской Федера­ции или на въезд в Российскую Федерацию.

Исходя из изложенного, вопросов о подведомственности при обжаловании постановления таможенного органа о нало­жении взыскания в суд общей юрисдикции не возникает. В этом случае подается жалоба на действия таможенного ор­гана в связи с наложением административных взысканий. Ре­шение же вышестоящего таможенного органа нельзя отнести к указанной категории дел: оно принимается по поводу обжа­луемого постановления, а не по поводу наложения взыскания.

Однако из сказанного не стоит делать вывод о том, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает для физических лиц возможности обжало­вать постановление вышестоящего таможенного органа в суд общей юрисдикции. Часть 2 статьи 231 названного Кодекса содержит положение, в соответствии с которым суд общей юрисдикции рассматривает и другие дела, возникающие из административных правоотношений, отнесенные законом к его компетенции. Таким образом, закрепленное в статье 370 Таможенного кодекса Российской Федерации право физиче­ского лица обжаловать постановление вышестоящего тамо­женного органа дает ему бесспорную возможность обратиться в суд общей юрисдикции с такой жалобой.

Особое внимание следует обратить на подведомственность исков юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпри­нимательской деятельностью без образования юридического лица, которыми обжалуются постановления таможенных ор­ганов, арбитражным судам.

Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодек­са Российской Федерации такая категория споров именуется спорами о признании недействительными ненормативных ак­тов государственных органов, органов местного самоуправле­ния и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и закон­ные интересы организаций и граждан.

Таким образом, иск о признании недействительным поста­новления таможенного органа подведомственен арбитражным судам при одновременном соблюдении трех условий.

Во-первых, обжалуемый документ должен носить ненор­мативный характер. Как указывалось выше, решение вышестоящего таможенного органа об оставлении постановления по делу о нарушении таможенных правил без изменения, а жалобы без удовлетворения принимается в устной форме. В связи с этим при обжаловании таких решений в судебном порядке нередко возникает следующая проблема: само реше­ние вышестоящего таможенного органа обжаловать не пред­ставляется возможным ввиду его отсутствия, а уведомление о принятом решении не признается ненормативным актом госу­дарственного органа, так как оно не носит властно-рас­порядительного характера, а лишь доводит до сведения лица принятое решение.

Во-вторых, постановление таможенного органа должно быть незаконным, то есть не соответствовать нормативным правовым актам. Следует отметить, что такое несоответствие должно иметь место на момент вынесения постановления, а не на момент предъявления иска в арбитражный суд.

И в-третьих, постановлением таможенного органа должны быть нарушены права и законные интересы лица, привлечен­ного к ответственности. Необоснованно обжаловать в арбит­ражный суд постановление вышестоящего таможенного орга­на о снижении размера взыскания по тому основанию, что «недостаточно снизили». Снижение размера взыскания, равно как и наложение взыскания ниже низшего предела, является правом таможенного органа, но не его обязанностью. Такое решение не нарушает прав и законных интересов лица.

Установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, вле­чет отказ в принятии искового заявления, а если указанные об­стоятельства выясняются в ходе рассмотрения дела - прекра­щение производства по делу (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 85 АПК РФ).

Таможенное законодательство закрепляет положение, в со­ответствии с которым постановление таможенного органа о наложении взыскания и (или) решение по жалобе вышестоя­щего таможенного органа могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения решения вышестоящим тамо­женным органом (ст. 371 ТК РФ).

В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине он может быть восстановлен судом общей юрисдик­ции или арбитражным судом, в который подается соответст­венно жалоба или исковое заявление. В таком случае к жалобе или исковому заявлению прилагаются доказательства уважи­тельности пропуска процессуального срока обжалования. Ча­ще всего такими доказательствами служат лист временной нетрудоспособности (больничный лист), почтовый конверт с от­метками органов связи, свидетельствующий о получении по­становления таможенного органа по истечении десятидневно­го срока, либо документ, свидетельствующий о нахождении лица, имеющего полномочия подписывать исковое заявление или выдавать доверенность, в командировке. О восстановле­нии пропущенного срока обжалования указывается в решении, определении или постановлении суда. Об отказе в его восста­новлении выносится определение, которое может быть обжа­ловано.

Отдельно остановимся на форме и содержании искового заявления, подаваемого юридическими лицами и лицами, за­нимающимися предпринимательской деятельностью без обра­зования юридического лица, с требованием о признании не­действительным постановления таможенного органа.

Прежде всего при составлении искового заявления должен быть выдержан формальный аспект.

Исковое заявление составляется в письменной форме. В правом верхнем углу должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, а также на­именование и почтовые (именно почтовые) адреса истца и от­ветчика (таможенного органа, на постановление которого по­дается жалоба). В самом исковом заявлении указываются об­стоятельства, на которых основаны исковые требования; дока­зательства, подтверждающие эти обстоятельства; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора; а также предъявляемые требования со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (при предъявлении иска к нескольким ответчикам одновременно - требования к каждо­му из них). В конце искового заявления приводится перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих: уплату государственной пошлины в установленном размере; направ­ление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов; соблюдение досудебного порядка урегули­рования спора; обстоятельства, на которых основаны исковые требования; полномочия на предъявление иска.

Исковое заявление может быть подписано только лицом, привлеченным к ответственности либо имеющим полномочие на предъявление иска от имени лица, в отношении которого вынесено обжалуемое решение. Такое полномочие может со­держаться в нормативных правовых актах, учредительных до­кументах или вытекать из доверенности, оформленной в соот­ветствии с требованиями гражданского законодательства.

Неподписание искового заявления или неуказание при его подписании должностного положения лица является основа­нием для возвращения искового заявления на основании пунк­та 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации.

Судебно-арбитражная практика исходит из того, что пол­номочия на право подписания искового заявления могут быть документально подтверждены (доверенностью, выпиской из учредительных документов и т.д.) при подаче искового заяв­ления или непосредственно в судебном заседании. При не­представлении таких документов в судебном заседании арбит­ражный суд выносит определение об оставлении иска без рас­смотрения в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Арбитражно­го процессуального кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение формы и содержания искового заявления, а также непредставление документов, подтверждающих соблю­дение досудебного порядка урегулирования спора с ответчи­ком, влечет возвращение искового заявления (пп. 1, 6 ст. 108 АПК РФ). Выявление несоблюдения досудебного порядка не­посредственно при рассмотрении дела является основанием для оставления иска без рассмотрения (п. 5 ст. 87 АПК РФ).

Вместе с тем не следует придавать исковому заявлению только формальное значение. Важное практическое значение для разрешения дела имеет правильное определение предмета и основания искового заявления. Конечно, статья 37 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации пре­дусматривает возможность до принятия решения арбитраж­ным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что под изменением предмета либо основания иска понимается полный отказ от старых и заявление новых, но не дополнение имеющихся. При этом одновременное изменение и предмета, и основания иска не допускается. А увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных требо­ваний, которые не были заявлены в исковом заявлении. Прак­тика показывает, что истец редко бывает готов к такому пово­роту событий.

Если при подаче жалобы или искового заявления соблюде­ны все требования действующего законодательства, судья вы­носит определение о назначении дела к судебному разбира­тельству. Указанное определение с указанием места и времени судебного заседания высылается по адресу, указанному в жа­лобе или исковом заявлении.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com