|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Обжалование постановлений таможенных органов по делу о нарушении таможенных правил
--
Лица, привлекаемые к ответственности за нарушения таможенных правил, или их представители вправе обжаловать постановления по делам о нарушениях таможенных правил в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Такое право вытекает из положений Конституции Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и непосредственно Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможенный кодекс Российской Федерации определяет различный порядок обжалования постановлений по делам о нарушениях таможенных правил. Соответственно видам этих постановлений можно выделить:
Рассмотрим каждый из них в отдельности. В соответствии со статьями 370 и 371 Таможенного кодекса Российской Федерации постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано как физическими, так и юридическими лицами в течение двадцати дней со дня вынесения постановления. Однако если физические лица могут обжаловать указанное постановление по своему усмотрению как в суд общей юрисдикции, так и в вышестоящий таможенный орган, то для юридических лиц предусмотрена обязательная досудебная процедура обжалования: прежде чем обращаться в суд, они должны обжаловать постановление таможенного органа о наложении взыскания в вышестоящий таможенный орган. Несоблюдение этой процедуры влечет возвращение искового заявления или оставление иска без рассмотрения (и. 6 ст. 108 и и. 5 ст. 87 АПК РФ). В случае пропуска упомянутых сроков обжалования по уважительным причинам они могут быть восстановлены по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, либо его представителя соответственно вышестоящим таможенным органом или судом общей юрисдикции. Подача жалобы на постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил приостанавливает исполнение наложенного взыскания до вступления в силу решения по этой жалобе (ст. 376 ТК РФ). В соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса Российской Федерации жалоба на постановления о прекращении производства по делу и о возвращении дела для дополнительного производства может быть подана в пятидневный срок со дня их вынесения только в вышестоящий таможенный орган. При этом Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет положение, в соответствии с которым решение вышестоящего таможенного органа по жалобе является окончательным. Очевидно, что это положение не соответствует статье 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Частью 2 статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановления таможенного органа, выносимые по материалам, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, обжалуются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 357 и частью 10 статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган уведомляет лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, о вынесении постановлений о наложении взыскания и о прекращении производства по делу. При вынесении иных постановлений по делу таможенный орган не обязан извещать лицо, привлекаемое к ответственности, о его результатах. При этом сроки их обжалования значительно короче, чем сроки обжалования постановления о наложении взыскания, а возможности восстановления срока обжалования не предусмотрено. Подробнее остановимся на процедуре обжалования постановлений по делу в вышестоящий таможенный орган. Нормативные правовые акты по таможенному делу не устанавливают обязательных реквизитов жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил, однако следует отметить, что при отсутствии определенных сведений жалоба не будет принята к рассмотрению вышестоящим таможенным органом, либо процесс рассмотрения затянется на длительное время. Такими сведениями являются:
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подающим. Если постановление по делу обжалуется юридическим лицом, то указывается должностное положение лица, подписавшего этот документ. Вместе с жалобой представляются оригиналы документов либо их должным образом заверенные копии, на которых лицо основывает свои требования (в случае их отсутствия в материалах дела), а при подаче жалобы представителем лица, привлекаемого к ответственности, - также документы, подтверждающие его полномочия. Жалоба должна быть подана в надлежащий орган, которым является вышестоящий таможенный орган. В связи с тем, что система таможенных органов имеет жесткое вертикальное подчинение, у одного таможенного органа не может быть несколько вышестоящих. Подача жалобы в ненадлежащий таможенный орган либо влечет отказ в ее рассмотрении, либо инициирует длительное «путешествие» документов из одного таможенного органа в другой. То же самое происходит при подаче жалобы на постановление таможенного органа по делу в ненадлежащий государственный орган или администрацию Президента Российской Федерации, что случается достаточно часто. Согласно статье 8 Таможенного кодекса Российской Федерации систему таможенных органов образуют:
Государственный таможенный комитет Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет общий контроль за деятельностью всех таможенных органов. В соответствии с приведенной выше структурой каждое региональное таможенное управление контролирует таможни, находящиеся в регионе его деятельности, каждая таможня, в свою очередь, - таможенные посты, расположенные на подведомственной ей территории. Соответственно, жалоба на постановление таможенного поста подается в таможню, на постановление таможни - в региональное таможенное управление, а на постановление регионального таможенного управления - в ГТК России. Существуют также таможни центрального подчинения (например, Центральная акцизная, Шереметьевская, Энергетическая), непосредственное руководство и контроль над которыми осуществляет ГТК России. Постановления по делам о нарушениях таможенных правил, вынесенные такими таможнями, обжалуются в ГТК России, минуя региональные таможенные управления. В 1996 году было начато создание специализированных оперативных таможен. Задачей этих органов является борьба с нарушениями в сфере таможенного дела на территории, подчиненной тем региональным таможенным управлениям, на базе правоохранительных блоков которых они создаются. Однако при создании оперативных таможен не было учтено иерархическое построение, установленное Таможенным кодексом Российской Федерации. Эти таможни имеют тройное подчинение: региональному таможенному управлению, на территории которого они действуют, - по вопросам материально-технического обеспечения. Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными правонарушениями - по вопросам правоохранительной деятельности, а также создаваемому в настоящее время специализированному управлению ГТК России. Если следовать функциональной направленности работы оперативных таможен, обжалование их постановлений должно производиться в Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями. Однако на практике все жалобы поступают в региональные таможенные управления, на базе которых такие таможни были созданы. Если при подаче жалобы соблюдены все приведенные выше требования, она принимается к рассмотрению. В соответствии со статьей 375 Таможенного кодекса Российской Федерации общий срок ее рассмотрения составляет один месяц со дня поступления в вышестоящий таможенный орган. При этом установлено, что жалоба, не требующая дополнительного изучения и проверки, рассматривается безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня ее поступления. Формулировка статьи «не требующая дополнительного изучения и проверки» предполагает возможность рассмотрения жалобы без непосредственного изучения материалов дела о нарушении таможенных правил. Учитывая, что на практике все решения принимаются по результатам изучения как жалобы, так и дела о нарушении таможенных правил, срок рассмотрения жалобы редко бывает меньше одного месяца. В порядке исключения установленный месячный срок может быть продлен, но не более чем до трех месяцев. Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы не может превышать три месяца. Срок рассмотрения продлевается начальником вышестоящего таможенного органа или его заместителем, а для жалоб, рассматриваемых ГТК России, - начальником соответствующего структурного подразделения ГТК России или его заместителем. Как правило, продление оформляется в виде постановления, утверждаемого соответствующим должностным лицом. О продлении срока рассмотрения жалобы в обязательном порядке сообщается лицу, подавшему жалобу. Как уже было отмечено, после поступления жалобы вышестоящий таможенный орган запрашивает материалы дела о нарушении таможенных правил, а также мотивированное заключение по существу жалобы. Рассмотрение жалобы осуществляется только после получения указанных материалов и на их основании, что необходимо для полной, всесторонней и объективной оценки обстоятельств правонарушения. Поэтому в тех случаях, когда материалы дела о нарушении таможенных правил в силу объективных причин не могут быть высланы по запросу вышестоящего таможенного органа незамедлительно, сроки рассмотрения жалобы приостанавливаются постановлением таможенного органа, рассматривающего дело. Статья 377 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет два основания для такого приостановления: если материалы дела истребованы органами предварительного следствия в связи с возбуждением или расследованием уголовного дела либо если материалы дела о нарушении таможенных правил в порядке надзора рассматриваются прокурором. Возобновление течения сроков рассмотрения жалобы возможно только после того, как отпали основания для их приостановления. Рассмотрение жалоб в таможнях и региональных таможенных управлениях производится начальниками этих таможенных органов либо их заместителями. При этом подготовка проектов решений по жалобам в таможнях, в зависимости от сложившейся практики, осуществляется юридическими отделами или отделами таможенных расследований, а в региональных таможенных управлениях - специально созданными отделами контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил. В соответствии с приказом ГТК России от 29 декабря 1998 года № 884 «О полномочиях руководителей Правового управления по контролю за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации» жалобы на постановления по делам о нарушениях таможенных правил от имени ГТК России рассматривает начальник Правового управления или его заместитель. В случае обжалования физическими лицами постановлений по делам о нарушениях таможенных правил в суд общей юрисдикции жалоба подается по месту нахождения таможенного органа, вынесшего постановление. Процедура подачи и рассмотрения жалоб регулируется гражданско-процессуальным законодательством. Рассмотрев постановление по делу о нарушении таможенных правил в связи с жалобой физического или юридического лица, вышестоящий таможенный орган принимает одно из следующих решений:
Решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения принимается, когда в ходе производства по делу и его рассмотрения не допущено нарушений норм материального или процессуального права, либо когда допущенные нарушения не являются с точки зрения вышестоящего таможенного органа существенными. В остальных случаях решение принимается в зависимости от того, на какой из стадий административного процесса возможно устранение допущенных нарушений. Так, если взыскание было наложено без учета имеющихся в деле обстоятельств, смягчающих ответственность, или с нарушением установленных правил применения взыскания, вышестоящий таможенный орган имеет право самостоятельно изменить меру взыскания, скорректировать его. При этом под мерой взыскания понимается не только размер наложенного взыскания, но также его вид и «объем» (количество наложенных на лицо взысканий). Так, руководствуясь пунктом 4 статьи 373 Таможенного кодекса Российской Федерации, вышестоящий таможенный орган может снизить размер наложенного взыскания или заменить, в случае истечения срока наложения взыскания, срочное взыскание бессрочным (в главе, посвященной общим положениям об ответственности за нарушения таможенных правил, отмечалось, что ряд взысканий может быть наложен только в определенный период времени с момента обнаружения правонарушения). Вышестоящий таможенный орган полномочен также отменить назначенное дополнительное взыскание, если оно не является обязательным. Вместе с тем возможности вышестоящего таможенного органа по изменению меры взыскания ограниченны. С одной стороны, она может быть изменена только в сторону смягчения взыскания (п. 4 ст. 373 ТК РФ). Так, например, взыскание в виде штрафа в размере 50 процентов стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, не может быть заменено конфискацией такого товара, так как в этом случае взыскание будет усилено. С другой стороны, вышестоящий таможенный орган не может самостоятельно применить статью 239 Таможенного кодекса Российской Федерации. Дело в том, что Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет право наложения взыскания ниже низшего предела и неприменения дополнительного взыскания в случае, когда оно является обязательным, только за лицом, рассматривающим дело о нарушении таможенных правил. Исходя же из смысла статьи 373 Таможенного кодекса Российской Федерации, вышестоящий таможенный орган рассматривает не дело о нарушении таможенных правил, а постановление по делу. Поэтому в случае, когда таможенным органом при принятии решения по делу необоснованно применено взыскание в небольшом размере или «объеме», а также когда, наоборот, из дела усматриваются обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности совершенного правонарушения, вышестоящий таможенный орган направляет дело на новое рассмотрение. Однако следует отметить, что в нарушение требований таможенного законодательства вышестоящий таможенный орган нередко самостоятельно применяет статью 239 Таможенного кодекса Российской Федерации. Направление дела на новое рассмотрение актуально также в тех случаях, если деяние лица квалифицировано правильно, однако неверно определена объективная сторона правонарушения. Довольно часто это происходит при привлечении лиц к ответственности по статьям 280 и 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, когда лицам вменяется распоряжение товаром вместо пользования, недекларирование вместо недостоверного декларирования. Возвращение дела для дополнительного производства предполагает, что для вынесения законного и обоснованного решения по делу необходимо провести определенные процессуальные действия: опросить лиц, собрать доказательства, определить свободную (рыночную) цену непосредственного объекта правонарушения. Учитывая, что для осуществления указанных действий требуется какое-то количество времени, они могут быть произведены только в рамках производства по делу о нарушении таможенных правил. Одновременно с принятием решения о возвращении дела для дополнительного производства вышестоящим таможенным органом продлевается срок производства на основании пункта 3.6 Инструкции о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, утвержденной приказом ГТК России от 20 июля 1998 года № 496. Срок дополнительного производства устанавливается по усмотрению таможенного органа в пределах сроков наложения взыскания, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации. Решение о прекращении дела принимается в случаях, когда при рассмотрении постановления по делу о нарушении таможенных правил вышестоящим таможенным органом устанавливаются обстоятельства, обозначенные в статье 291 Таможенного кодекса Российской Федерации. Наиболее часто встречающимися обстоятельствами, влекущими прекращение дела, являются отсутствие события или состава правонарушения (п. 1,2 ст. 291 ТК РФ), а также истечение к моменту вынесения решения сроков наложения взыскания (п. 9 ст. 291 ТК РФ). Также имеют место ситуации, когда, например, при рассмотрении постановления по делу в действиях лица, привлеченного к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части недостоверного декларирования товаров), усматриваются признаки нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части заявления в таможенной декларации недостоверных сведений, дающих основание для занижения размера таможенных платежей). Такие дела подлежат возвращению для дополнительного производства с целью переквалификации. Однако учитывая, что статья 282 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает наложение взыскания только в виде штрафа, который является срочным взысканием, а также то, что к моменту рассмотрения постановления по делу вышестоящим таможенным органом срок его наложения в ряде случаев истекает, дело о нарушении таможенных правил прекращается по пункту 9. Перечень принимаемых вышестоящим таможенным органом решений, приведенный в статье 373 - прекращено, а в третьей - возвращено для дополнительного производства. Таможенного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. При этом согласно формулировке статьи вышестоящий таможенный орган может принять только одно из предусмотренных решений. Вместе с тем правоприменительная практика пошла по тому пути, что в случае, когда дело о нарушении таможенных правил логически разбивается на несколько эпизодов или заведено в отношении нескольких лиц, может быть принято несколько решений. Все решения, кроме решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, принимаются вышестоящим таможенным органом в форме постановления. Подобно судебным постановлениям и постановлениям по делу о нарушении таможенных правил, оно состоит из вводной, установочной, мотивировочной и резолютивной частей. Как правило, постановление подписывается инспектором отдела, подготовившим его проект, и начальником этого отдела и в дальнейшем утверждается, в соответствии с распределением должностных обязанностей, начальником таможенного органа, принимающего решение, либо его заместителем. Решение об оставлении постановления по делу о нарушении таможенных правил без изменения, а жалобы без удовлетворения в настоящее время принимается вышестоящим таможенным органом в устной форме. Лицо, инициировавшее рассмотрение постановления, уведомляется о его результатах. Такое уведомление подписывается тем же должностным лицом, которым утверждается решение об отмене или изменении постановления по делу. В соответствии со статьей 374 Таможенного кодекса Российской Федерации основаниями к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил являются:
Рассмотрим каждое из названных оснований. Производство по делу и его рассмотрение считаются проведенными неполно в том случае, когда по имеющимся в деле материалам не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава правонарушения или иной вывод, изложенный в постановлении. Как правило, неполнота проявляется в отсутствии достаточного количества доказательств, неисследовании всех обстоятельств дела, наличии в деле неустраненных противоречий. Если неполнота скорее говорит о количественной стороне проведенного производства по делу и его рассмотрения, то односторонность - о качественной. Односторонность в большинстве случаев означает ограниченность восприятия сотрудниками таможенных органов обстоятельств дела, придание производству по делу односторонней направленности. Достаточно часто из материалов дела о нарушении таможенных правил в действиях лица, привлекаемого к ответственности, или в действиях других лиц усматриваются признаки иных нарушений таможенных правил. Также имеют место случаи, когда при рассмотрении вышестоящим таможенным органом постановления по делу выясняется, что на лице, признанном совершившим или виновным в совершении нарушения таможенных правил, вовсе не лежала обязанность выполнения требований таможенного законодательства. Как в установочной, так и в резолютивной части постановления по делу о нарушении таможенных правил содержатся определенные выводы, установленные таможенным органом в ходе производства по делу и его рассмотрения. Такие выводы в большинстве случаев обусловлены имеющимися в деле доказательствами. Несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела может явиться следствием неверной оценки доказательств, непринятия во внимание имеющихся в деле доказательств или несоблюдения правил об их относимости, допустимости и достаточности. Круг существенных нарушений процессуальных требований, могущих согласно статье 374 Таможенного кодекса Российской Федерации служить основаниями к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении дела о нарушении таможенных правил, очень узок. Постановление по делу может быть отменено на основании пункта 3 указанной статьи при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, если процессуальное нарушение выразилось в ущемлении законных прав участников производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, а во-вторых, если такое ущемление помешало всесторонне рассмотреть дело и повлияло или могло повлиять на вынесение обоснованного постановления по делу. Примерами таких процессуальных нарушений являются вынесение постановления неправомочным должностным лицом, безосновательное недопущение к участию в рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, или его представителя, отказ лицу, привлекаемому к ответственности, в праве пользоваться родным языком или услугами переводчика. Под квалификацией понимается правовая оценка деяния, выражающаяся в установлении соответствия его признаков признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей закона. Неправильная квалификация содеянного означает привлечение лица к ответственности по той статье Таможенного кодекса Российской Федерации, диспозиция которой не соответствует фактически совершенному деянию лица, привлеченного к ответственности. Однако следует иметь в виду, что совершенное деяние должно при этом подпадать под признаки какого-либо другого нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации. В противном случае будет иметь место не неверная квалификация содеянного, а отсутствие в действиях лица события правонарушения. Неприменение мер взыскания как основание для изменения или отмены постановления по делу предполагает неприменение:
Неверное применение мер взыскания связано с несоблюдением правил их применения, таких, как применение двух дополнительных взысканий; наложение взыскания в виде конфискации определенной части товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил; наложение взыскания ниже низшего предела при отсутствии обстоятельств, существенно снижающих степень общественной опасности; наложение взыскания в виде предупреждения при применении статьи 240 Таможенного кодекса Российской Федерации. Перечень оснований к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу, так же как и перечень решений, которые вышестоящий таможенный орган полномочен принять по результатам рассмотрения постановления по делу, является исчерпывающим. Однако, если решение таможенный орган может принять только одно, то оснований для его принятия может быть указано несколько. В частности, односторонность и неполнота производства по делу о нарушении таможенных правил, как правило, влекут за собой несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела. В свою очередь, неправильная квалификация деяния или неверное применение мер взыскания могут сопровождаться любым из предусмотренных оснований. В случае несогласия с решением вышестоящего таможенного органа оно может быть обжаловано в судебном порядке. Статьи 370 и 371 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность обжалования не только решения вышестоящего таможенного органа, но и постановления таможенного органа о наложении взыскания, а также одновременно обоих названных документов. Для того чтобы решить, на какой из указанных актов должна подаваться жалоба в каждой конкретной ситуации, необходимо, во-первых, выяснить, сохраняет ли юридическую силу постановление о наложении взыскания после принятия по нему решения вышестоящим таможенным органом, во-вторых, определить, с каким из актов, имеющих юридическую силу, лицо не согласно по существу и, в-третьих, представить последствия обжалования. Согласно статье 373 Таможенного кодекса Российской Федерации принятие решения о возвращении дела для дополнительного производства или о направлении его на новое рассмотрение, а также решения о прекращении дела сопряжено с отменой постановления по делу о нарушении таможенных правил. Логично предположить, что при такой ситуации обжаловать постановление по делу о нарушении таможенных правил невозможно ввиду отсутствия самого предмета обжалования. В свою очередь, обжалование названных решений вышестоящего органа имеет смысл только в случае, если ими нарушены интересы лица, привлекаемого к ответственности. Например, обоснованно подать жалобу на одно из таких решений вышестоящего таможенного органа в том случае, когда вынесено постановление о прекращении дела, а вышестоящим таможенным органом такое прекращение признано необоснованным, и дело возвращено для дополнительного производства, а также когда дело прекращено вышестоящим таможенным органом не по реабилитирующим основаниям. При этом следует иметь в виду, что отмена в судебном порядке решения вышестоящего таможенного органа приведет к возобновлению действия первоначального постановления по делу. Поэтому в ряде случаев предпочтительнее дождаться результатов дополнительного производства или нового рассмотрения. Изменение вышестоящим таможенным органом меры взыскания не влечет отмены постановления по делу, а изменяет его (вносит в него поправки). При этом имеют место два документа: которым взыскание наложено и которым наложенное взыскание скорректировано. Учитывая, что юридически в данном случае присутствуют два акта, обжалование обоих постановлений не является ошибкой. Однако в этом случае государственная пошлина подлежит уплате за два требования. Можно обжаловать только постановление о наложении взыскания: постановление вышестоящего таможенного органа имеет смысл только при наличии постановления о наложении взыскания, в которое оно вносит изменения, и в случае отмены последнего фактически не имеет юридической силы. Вместе с тем обратная ситуация для лица, подающего жалобу, может оказаться неожиданной. Например, в случае отмены в судебном порядке решения вышестоящего таможенного органа о снижении размера наложенного взыскания постановление о наложении первоначального взыскания остается в силе. Постановления таможенных органов обжалуются физическими и юридическими лицами соответственно в суд общей юрисдикции или арбитражный суд по месту нахождения таможенного органа, чье постановление обжалуется. В случае обжалования одновременно и постановления по делу о нарушении таможенных правил, и постановления вышестоящего таможенного органа жалоба подается по месту нахождения любого из них. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 года № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства», в тех случаях, когда вышестоящий таможенный орган принимает решение об оставлении постановления по делу без изменения, а жалобы без удовлетворения, иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения таможенного органа, вынесшего постановление по делу. В соответствии со статьями 25 и 231 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судам общей юрисдикции подведомственны в том числе дела, возникающие из административных правоотношений, по жалобам:
Исходя из изложенного, вопросов о подведомственности при обжаловании постановления таможенного органа о наложении взыскания в суд общей юрисдикции не возникает. В этом случае подается жалоба на действия таможенного органа в связи с наложением административных взысканий. Решение же вышестоящего таможенного органа нельзя отнести к указанной категории дел: оно принимается по поводу обжалуемого постановления, а не по поводу наложения взыскания. Однако из сказанного не стоит делать вывод о том, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает для физических лиц возможности обжаловать постановление вышестоящего таможенного органа в суд общей юрисдикции. Часть 2 статьи 231 названного Кодекса содержит положение, в соответствии с которым суд общей юрисдикции рассматривает и другие дела, возникающие из административных правоотношений, отнесенные законом к его компетенции. Таким образом, закрепленное в статье 370 Таможенного кодекса Российской Федерации право физического лица обжаловать постановление вышестоящего таможенного органа дает ему бесспорную возможность обратиться в суд общей юрисдикции с такой жалобой. Особое внимание следует обратить на подведомственность исков юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которыми обжалуются постановления таможенных органов, арбитражным судам. Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такая категория споров именуется спорами о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Таким образом, иск о признании недействительным постановления таможенного органа подведомственен арбитражным судам при одновременном соблюдении трех условий. Во-первых, обжалуемый документ должен носить ненормативный характер. Как указывалось выше, решение вышестоящего таможенного органа об оставлении постановления по делу о нарушении таможенных правил без изменения, а жалобы без удовлетворения принимается в устной форме. В связи с этим при обжаловании таких решений в судебном порядке нередко возникает следующая проблема: само решение вышестоящего таможенного органа обжаловать не представляется возможным ввиду его отсутствия, а уведомление о принятом решении не признается ненормативным актом государственного органа, так как оно не носит властно-распорядительного характера, а лишь доводит до сведения лица принятое решение. Во-вторых, постановление таможенного органа должно быть незаконным, то есть не соответствовать нормативным правовым актам. Следует отметить, что такое несоответствие должно иметь место на момент вынесения постановления, а не на момент предъявления иска в арбитражный суд. И в-третьих, постановлением таможенного органа должны быть нарушены права и законные интересы лица, привлеченного к ответственности. Необоснованно обжаловать в арбитражный суд постановление вышестоящего таможенного органа о снижении размера взыскания по тому основанию, что «недостаточно снизили». Снижение размера взыскания, равно как и наложение взыскания ниже низшего предела, является правом таможенного органа, но не его обязанностью. Такое решение не нарушает прав и законных интересов лица. Установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, влечет отказ в принятии искового заявления, а если указанные обстоятельства выясняются в ходе рассмотрения дела - прекращение производства по делу (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 85 АПК РФ). Таможенное законодательство закрепляет положение, в соответствии с которым постановление таможенного органа о наложении взыскания и (или) решение по жалобе вышестоящего таможенного органа могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения решения вышестоящим таможенным органом (ст. 371 ТК РФ). В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине он может быть восстановлен судом общей юрисдикции или арбитражным судом, в который подается соответственно жалоба или исковое заявление. В таком случае к жалобе или исковому заявлению прилагаются доказательства уважительности пропуска процессуального срока обжалования. Чаще всего такими доказательствами служат лист временной нетрудоспособности (больничный лист), почтовый конверт с отметками органов связи, свидетельствующий о получении постановления таможенного органа по истечении десятидневного срока, либо документ, свидетельствующий о нахождении лица, имеющего полномочия подписывать исковое заявление или выдавать доверенность, в командировке. О восстановлении пропущенного срока обжалования указывается в решении, определении или постановлении суда. Об отказе в его восстановлении выносится определение, которое может быть обжаловано. Отдельно остановимся на форме и содержании искового заявления, подаваемого юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с требованием о признании недействительным постановления таможенного органа. Прежде всего при составлении искового заявления должен быть выдержан формальный аспект. Исковое заявление составляется в письменной форме. В правом верхнем углу должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, а также наименование и почтовые (именно почтовые) адреса истца и ответчика (таможенного органа, на постановление которого подается жалоба). В самом исковом заявлении указываются обстоятельства, на которых основаны исковые требования; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора; а также предъявляемые требования со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (при предъявлении иска к нескольким ответчикам одновременно - требования к каждому из них). В конце искового заявления приводится перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих: уплату государственной пошлины в установленном размере; направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов; соблюдение досудебного порядка урегулирования спора; обстоятельства, на которых основаны исковые требования; полномочия на предъявление иска. Исковое заявление может быть подписано только лицом, привлеченным к ответственности либо имеющим полномочие на предъявление иска от имени лица, в отношении которого вынесено обжалуемое решение. Такое полномочие может содержаться в нормативных правовых актах, учредительных документах или вытекать из доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Неподписание искового заявления или неуказание при его подписании должностного положения лица является основанием для возвращения искового заявления на основании пункта 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что полномочия на право подписания искового заявления могут быть документально подтверждены (доверенностью, выпиской из учредительных документов и т.д.) при подаче искового заявления или непосредственно в судебном заседании. При непредставлении таких документов в судебном заседании арбитражный суд выносит определение об оставлении иска без рассмотрения в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Несоблюдение формы и содержания искового заявления, а также непредставление документов, подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, влечет возвращение искового заявления (пп. 1, 6 ст. 108 АПК РФ). Выявление несоблюдения досудебного порядка непосредственно при рассмотрении дела является основанием для оставления иска без рассмотрения (п. 5 ст. 87 АПК РФ). Вместе с тем не следует придавать исковому заявлению только формальное значение. Важное практическое значение для разрешения дела имеет правильное определение предмета и основания искового заявления. Конечно, статья 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность до принятия решения арбитражным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что под изменением предмета либо основания иска понимается полный отказ от старых и заявление новых, но не дополнение имеющихся. При этом одновременное изменение и предмета, и основания иска не допускается. А увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных требований, которые не были заявлены в исковом заявлении. Практика показывает, что истец редко бывает готов к такому повороту событий. Если при подаче жалобы или искового заявления соблюдены все требования действующего законодательства, судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. Указанное определение с указанием места и времени судебного заседания высылается по адресу, указанному в жалобе или исковом заявлении.
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |