|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил
--
В соответствии со статьей 292 Таможенного кодекса Российской Федерации производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть окончено не позднее, чем в месячный срок с момента его заведения. При необходимости данный срок может быть продлен начальником таможни, а также начальниками вышестоящих таможенных органов в пределах сроков наложения взысканий за нарушения таможенных правил, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации. В любой момент, когда по мнению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу о нарушении таможенных правил, разрешены все обстоятельства дела либо исчерпаны все средства доказывания состава нарушения таможенных правил, им выносится рапорт об окончании производства по делу и передаче его на рассмотрение. По сложным, многоэпизодным делам либо по делам, находящимся на контроле вышестоящих таможенных органов, наряду с рапортом об окончании производства по делу составляется заключение, в котором должны быть изложены, в том числе: сведения о лице, привлекаемом к ответственности, о собранных по делу доказательствах совершения правонарушения; доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, и результаты их проверки; сведения о вещественных доказательствах, наложенном аресте, а также об издержках по делу. Необходимость составления заключения согласовывается с должностным лицом таможенного органа, уполномоченным рассматривать дело о нарушении таможенных правил (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года № 03-43/10147 «О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил»). По окончании производства по делу лицо, привлекаемое к ответственности, либо его представитель вправе знакомиться с материалами дела о нарушении таможенных правил, делать выписки из них, а также заявлять ходатайства. О факте ознакомления с материалами дела о нарушении таможенных правил по окончании его производства составляется протокол. В случае отказа полностью или частично в удовлетворении заявленных в ходе ознакомления ходатайств выносится мотивированное постановление (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года № 03-43/10147 «О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил»). Вне зависимости от того, установлены ли все факты, подлежащие доказыванию в ходе производства по делу, оно передается на рассмотрение в обязательном порядке в следующих случаях. Дела в отношении физических лиц передаются на рассмотрение не позднее пятнадцати дней до момента истечения срока наложения взыскания, предусмотренного статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, а в отношении юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - не позднее месяца до истечения такого срока (ст. 356 ТК РФ). По общему правилу рассмотрение дела о нарушении таможенных правил осуществляется таможенным органом, должностное лицо которого вело производство по делу. Вместе с тем существует ограничение - дела о нарушениях таможенных правил в отношении должностных лиц, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридических лиц имеют право рассматривать таможенные органы, по своему статусу не ниже таможни. Вышестоящий таможенный орган вправе принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, производство по которому вело должностное лицо подчиненного таможенного органа, либо передать его на рассмотрение в любой другой подчиненный таможенный орган с тем, однако, чтобы указанное выше ограничение не было нарушено. На таможенном посту, в таможне и региональном таможенном управлении полномочиями по рассмотрению дела о нарушении таможенных правил обладают начальник таможенного органа или его заместитель, а в ГТК России - уполномоченное на то должностное лицо. Согласно статье 359 Таможенного кодекса Российской Федерации, прежде чем приступить к процедуре рассмотрения, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, обязано удостовериться в:
Если должностное лицо таможенного органа, уполномоченное рассматривать дело о нарушениях таможенных правил, сочтет разрешенными все изложенные вопросы, оно на рапорте об окончании производства по делу проставляет резолюцию о назначении дела к рассмотрению с указанием даты и места рассмотрения (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года № 03-43/10147 «О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил»). Таможенным кодексом Российской Федерации установлены максимальные сроки, в пределах которых дело о нарушении таможенных правил должно быть рассмотрено. Для дел, заведенных в отношении физических лиц (кроме должностных лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), такой срок составляет пятнадцать дней, а для дел, заведенных в отношении иных лиц, - один месяц со дня получения уполномоченным должностным лицом таможенного органа материалов, необходимых для разрешения дела. По ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя дата рассмотрения дела о нарушении таможенных правил может быть перенесена на основании решения должностного лица таможенного органа, правомочного рассматривать дело о нарушении таможенных правил, но в пределах сроков наложения взысканий, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации. Интересно отметить, что процедура продления сроков рассмотрения дела (на случай их пропуска) таможенным законодательством не предусмотрена. Дело рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, либо его представителя. Указанные лица уведомляются о месте, дате и времени рассмотрения дела посредством направления письменного извещения либо проставления соответствующей отметки в протоколе о нарушении таможенных правил, вручаемом при его составлении или высылаемом таким лицам. В отсутствие указанных лиц дело о нарушении таможенных правил может быть рассмотрено только в строго определенных законом случаях, а именно:
Если три первых из приведенных оснований достаточно понятны и обоснованны, то необходимость нормативного закрепления четвертого весьма сомнительна. Начиная процедуру рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело, объявляет сведения о рассматриваемом деле, лице, рассматривающем дело о нарушении таможенных правил, удостоверяется в явке лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя, а в случае неявки таких лиц - принимает решение о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. При наличии заявленных отводов и ходатайств они разрешаются в соответствии с таможенным законодательством. Затем должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, оглашается протокол о нарушении таможенных правил, изучаются обстоятельства совершения правонарушения, исследуются доказательства по делу, в случае необходимости назначается проведение экспертизы, а также осуществляются иные процессуальные действия с учетом требований нормативных правовых актов по таможенному делу. В ходе рассмотрения дела о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности, а также его представитель вправе знакомиться с материалами дела, представлять предметы и документы, удостоверяющие обстоятельства дела, давать дополнительные объяснения по существу рассматриваемого правонарушения. Обязательному установлению в ходе рассмотрения дела подлежат факты, выявленные при производстве по делу о нарушении таможенных правил, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. По сложным, многоэпизодным делам, а также по делам, находящимся на контроле вышестоящих таможенных органов, составляется протокол рассмотрения дела о нарушении таможенных правил. Думается, что практика оформления подобного протокола только по определенной категории дел не совсем верна. Дело в том, что в указанном документе фиксируются действия, проведенные во время рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, ходатайства и заявления лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя, что обеспечивает дополнительные гарантии обжалования решений и действий (бездействий) таможенного органа. По результатам рассмотрения должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, принимается одно из следующих решений, которое выносится в форме постановления:
Постановление о наложении взыскания выносится в тех случаях, когда собранными по делу доказательствами установлены все обстоятельства совершения правонарушения, материалами дела доказан состав нарушения таможенных правил, а также имеется реальная возможность наложения взыскания. Решение о прекращении производства по делу принимается при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил. Прекращать дело в последнем случае обязывает часть 2 статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, хотя это не только представляется нелогичным, но и противоречит положениям самого Таможенного кодекса Российской Федерации. Во-первых, в результате такого прекращения лицо, хотя и нарушившее таможенные правила, совершившим правонарушение (виновным в его совершении) не признается. А во-вторых, постановление о прекращении дела в рассматриваемом случае выносится безосновательно, поскольку Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает такого основания для прекращения дела, как малозначительность, а устанавливает только процессуальную форму принимаемого решения. Думается, что при установлении обстоятельств, дающих основание для применения статьи 240 Таможенного кодекса Российской Федерации, логичнее было бы выносить постановление о признании лица совершившим нарушение таможенных правил (виновным в его совершении), но в связи с имеющимися обстоятельствами освобождать его от ответственности, ограничиваясь устным замечанием. Вынесение такого постановления было бы более оправданным также потому, что на лицо, освобождаемое от ответственности за нарушение таможенных правил, могут быть возложены издержки по делу, нередко составляющие большую сумму, чем размер самого взыскания, предусмотренного за правонарушение. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в случаях, когда при подготовке дела к рассмотрению или в ходе его рассмотрения были выявлены признаки преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов. Используемая в статье формулировка этого решения представляется неполной. Субъектом выявленного уголовно наказуемого деяния может быть как лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, так и иное лицо. В первом случае Таможенный кодекс Российской Федерации обязывает должностное лицо таможенного органа не только возбудить уголовное дело, но и прекратить на основании пункта 11 стать 291 Таможенного кодекса Российской Федерации дело о нарушении таможенных правил. Во втором случае решение должно приниматься как по материалам, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, так и по делу о нарушении таможенных правил. Таким образом, в обеих ситуациях встает следующая проблема: принять ли в нарушение требований части 1 статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации два решения по результатам рассмотрения одного дела о нарушении таможенных правил либо, опять-таки в нарушение положений данной статьи, не принимать никакого решения по факту нарушения таможенных правил или по признакам уголовно наказуемого деяния. Интересно отметить, что некоторые таможенные органы выходят из такой ситуации довольно простым способом - путем возвращения дела для дополнительного производства, в ходе которого принимаются соответствующие решения. Решение о направлении материалов, из которых усматриваются признаки преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, в другие правоохранительные органы без возбуждения уголовного дела принимается, если органы предварительного следствия либо прокурор затребуют такие материалы для рассмотрения по существу, а также в случае, когда нет необходимости в производстве неотложных следственных действий. Постановление о возвращении дела для дополнительного производства выносится при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, в частности, в случае неполноты производства по делу, которая не может быть восполнена при его рассмотрении. Как уже указывалось, все перечисленные решения принимаются в виде постановления по делу о нарушении таможенных правил. Данный процессуальный документ состоит из четырех частей (вводной, установочной, мотивировочной, резолютивной). Вводная часть должна содержать информацию о таможенном органе, от имени которого выносится постановление; должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; сведения о дате и месте рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если оно установлено. Установочная часть постановления представляет собой изложение обстоятельств совершения и обнаружения правонарушения, а также фактов, установленных в ходе производства по делу и его рассмотрения, с указанием на статью (и ее часть, если статья состоит из нескольких частей) Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за совершенное правонарушение. Основания принятого по делу решения со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты указываются в мотивировочной части постановления. И, наконец, резолютивная часть содержит принятое по делу решение, вид и размер наложенного взыскания, сведения о сроках и порядке обжалования постановления, а также решение, принятое относительно издержек по делу, изъятых предметов, предмета залога или имущества, на которое был наложен арест, исполнения гарантии третьего лица и использования сумм, внесенных на депозит. Постановление по делу о нарушении таможенных правил подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело. Принятое решение объявляется лицам, присутствующим на рассмотрении дела, по окончании его рассмотрения. Указанный документ вступает в силу по истечении двадцати дней со дня его вынесения. Копии постановлений о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу в трехдневный срок со дня их вынесения вручаются либо высылаются лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, либо его представителю. При этом постановление считается врученным, также если лицо, которому оно высылалось, не оказалось в указанном им месте нахождения, жительства или временного проживания, либо это место было указано неправильно (ч. 10 ст. 365 ТК РФ). Обязанность таможенного органа уведомить указанных лиц о принятии иных решений Таможенный кодекс Российской Федерации не устанавливает. В постановлении по делу о нарушении таможенных правил должен быть решен вопрос об издержках по делу о нарушении таможенных правил. В соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации издержки по делу о нарушении таможенных правил составляют:
По общему правилу издержки по делу о нарушении таможенных правил возлагаются на лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении взыскания. Если к ответственности привлекаются несколько лиц, в постановлении по делу должно быть определено, в каком размере издержки относятся на каждого из них. На счет федерального бюджета относятся только издержки по делу о нарушении таможенных правил, прекращенному на основании статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации (за исключением прекращения производства в связи с наличием по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил), и издержки, подлежащие взысканию с лица, признанного несостоятельным либо объявившего себя несостоятельным (ч. 4 ст. 355 ТК РФ). Вопрос о распределении издержек по делу о нарушении таможенных правил представляется очень важным, поскольку они нередко составляют внушительную сумму (в основном за счет проведения дорогостоящих экспертиз и платы за хранение изъятых товаров на складе временного хранения). Иногда встречаются ситуации, когда издержки по делу о нарушении таможенных правил значительно превышают размер наложенного взыскания. Так, экспертиза, проводимая органами Департамента ветеринарии на предмет безопасности мясопродуктов для здоровья человека, стоит около 18 тысяч рублей (сравните с санкцией статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предупреждение либо штраф в размере до 3-кратного установленного законом минимального месячного размера оплаты труда). Существует законная возможность снизить размер издержек за хранение товаров и транспортных средств, изымаемых или иным образом приобщаемых к делу о нарушении таможенных правил, на складе временного хранения. Как правило, при обнаружении нарушения таможенных правил товары и транспортные средства, имеющие признаки вещественных доказательств, помещаются на склад временного хранения. При этом помещать их на склад временного хранения могут как владельцы (собственники), так и таможенный орган. Если товары и транспортные средства помещаются на склад временного хранения их владельцем (собственником), то и нести в полном объеме расходы по хранению будет он как лицо, заключившее договор хранения, вне зависимости от результата рассмотрения дела о нарушении таможенных правил. Если же товары и транспортные средства на склад временного хранения помещают сотрудники таможенного органа, то расходы по хранению будут возложены на лиц только при привлечении их к ответственности за нарушение таможенных правил, а суммы издержек будут рассчитаны только с момента составления протокола о нарушении таможенных правил, но не с момента принятия товаров и транспортных средств на хранение. Как было указано выше, при вынесении постановления по делу о нарушении таможенных правил также решается вопрос об изъятых предметах, о предмете залога, об имуществе, на которое наложен арест, об исполнении гарантии и использовании сумм, внесенных на депозит. Если указанные предметы являются вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил, то в соответствии с требованиями статьи 327 Таможенного кодекса Российской Федерации с ними осуществляются следующие действия. Вещественные доказательства остаются приобщенными к материалам дела о нарушении таможенных правил до истечения сроков обжалования постановления таможенного органа по делу либо до принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом в порядке, предусмотренном статьями 370 и 371 Таможенного кодекса Российской Федерации. Если обжалования не последовало либо в результате такого обжалования решение, принятое таможенным органом в отноше нии вещественных доказательств, не изменяется, то в зависимости от их статуса они могут быть:
Следует отметить, что существует проблема обращения в федеральную собственность этилового спирта, находящегося в незаконном обороте, если при этом в действиях лица отсутствует состав нарушения таможенных правил. Поясним на примере. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» розничная продажа этилового спирта на территории Российской Федерации разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к нему областях. Таможенным органом был задержан гражданин Российской Федерации, который приобрел в Москве некоторое количество указанной продукции. Поскольку в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил не был доказан факт перемещения спирта через таможенную границу Российской Федерации, было принято решение о прекращении дела за отсутствием состава таможенного правонарушения. Однако изъятый по делу в качестве непосредственного объекта правонарушения этиловый спирт не мог быть возвращен владельцу. Вместе с тем товар также не мог быть отчужден, поскольку Временный порядок изъятия, конфискации и использования алкогольного продукта и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1997 года № 1056, в качестве основания для обращения таких товаров в федеральную собственность указал решение об их конфискации, принимаемое в порядке, предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Названный же Кодекс не предусматривает для продавца такой продукции ответственности в виде конфискации, а для ее покупателя - какой-либо ответственности вообще. Встречаются ситуации, когда, несмотря на требование закона уничтожить товар, оно неосуществимо в силу определенных причин. Например, на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены лекарственные средства. При осуществлении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа выявлено отсутствие разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз указанных препаратов. В связи с этим товар был изъят и помещен на склад временного хранения. В отношении лица, переместившего лекарственные препараты, было заведено дело о нарушении таможенных правил по статье 274 Таможенного кодекса Российской Федерации (Несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации). К моменту принятия решения по делу срок годности лекарственных средств истек, в связи с чем вернуть их владельцу не представилось возможным. Вместе с тем государственными органами был наложен запрет на уничтожение медикаментов в связи с возможностью нанесения существенного вреда окружающей природной среде. На нормативно-правовом уровне данная проблема до сих пор остается нерешенной. Если изъятые или арестованные предметы, предмет залога, гарантия третьего лица, суммы, внесенные на депозит, являются средствами обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, то должностное лицо таможенного органа руководствуется следующим. При обоснованном изъятии товаров и транспортных средств, их залоге или наложении ареста на имущество для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств такие предметы возвращаются лицу, у которого они были изъяты, залогодателю или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, в течение двух месяцев после уплаты соответствующих сумм. Гарантия, выданная для этих целей, прекращает свое действие после уплаты причитающихся сумм, а суммы, внесенные на депозит, используются для уплаты таможенных платежей. Если указанные предметы не будут востребованы названными лицами после уплаты надлежащих сумм в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления, они помещаются на склад временного хранения. При неуплате причитающихся сумм вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, о залоге или об имуществе, на которое был наложен арест, а также об исполнении гарантии, выданной для этих целей, и использовании сумм, внесенных на депозит, решается в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации. При необоснованном изъятии товаров и транспортных средств, их залоге, внесении сумм на депозит или наложении ареста на имущество для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств такие предметы и суммы возвращаются соответственно лицу, у которого они были изъяты, залогодателю, плательщику или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, а гарантия, выданная для таких целей, прекращает свое действие с момента установления необоснованности требования о ее представлении. Если предметы не будут востребованы указанными лицами в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления, они помещаются на склад временного хранения. В случае, когда предмет залога или имущество, на которое был наложен арест, оставались во владении залогодателя или лица, на чье имущество был наложен арест, все запреты и ограничения на пользование и распоряжение такими предметами, установленные таможенным органом, теряют силу после уплаты причитающихся сумм либо после установления необоснованности залога или ареста. В отдельных случаях Таможенный кодекс Российской Федерации допускает возможность вынесения постановления по делу о нарушении таможенных правил до его рассмотрения. Так, при установлении в ходе производства по делу обстоятельств, предусмотренных статьей 291 Таможенного кодекса Российской Федерации, допускается принятие решения о прекращении дела о нарушении таможенных правил непосредственно в ходе производства. Такое решение принимается лицом, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, в форме постановления, утверждаемого начальником таможенного органа или его заместителем. Содержание указанного постановления по сути и структуре аналогично постановлению, принимаемому в порядке статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, однако в отличие от последнего вступает в силу сразу после его утверждения. Дело о нарушении таможенных правил, переданное на рассмотрение, может быть до начала его рассмотрения возвращено для дополнительного производства (ст. 360 ТК РФ). Такое решение принимается должностным лицом таможенного органа, уполномоченным рассматривать дела о нарушениях таможенных правил, в форме постановления и направляется должностному лицу, которому поручается проведение дополнительного производства (письмо ГТК России от 21 сентября 1995 года № 03-43/13487 «О направлении методического пособия»). Если в ходе рассмотрения дела должностным лицом таможенного органа будут установлены причины и условия, способствовавшие совершению нарушения таможенных правил, оно вносит соответствующим государственным органам и иным организациям предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Названные лица в течение месяца со дня поступления в их адрес таких предложений обязаны сообщить о принятых ими мерах. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе также предъявить в суд иски о признании недействительными противоправных сделок, выявленных в ходе производства по делу или при его рассмотрении (ст. 366, 367 ТК РФ).
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |