Транспорт России
Навигация

Доказательства по делу о нарушении таможенных правил

--


Соответственно, доказательствами по делу о нарушении таможенных правил признаются любые фактические данные, которыми устанавливаются вышеперечисленные обстоятель­ства, а также иные факты, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 321 ТК РФ).

Такие данные устанавливаются:

  • документами, составленными при проведении таможен­ного контроля, производстве таможенного оформления, веде­нии производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении (к примеру, протоколом о нарушении тамо­женных правил, протоколом опроса, актом таможенного дос­мотра, таможенной декларацией);
  • объяснениями лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;
  • объяснениями свидетелей;
  • заключениями эксперта;
  • вещественными доказательствами;
  • письменными доказательствами.

Выделение документов, полученных при осуществлении таможенного оформления, таможенного контроля либо в ходе производства по делу и его рассмотрения, в отдельный вид средств доказывания обусловлено, прежде всего, тем, что они составлялись и представлялись под контролем (при участии) должностного лица таможенного органа, в связи с чем обла­дают большей степенью надежности, чем остальные средства доказывания.

Особые требования Таможенный кодекс Российской Феде­рации устанавливает по отношению к такому средству доказывания, как заключение эксперта. Во-первых, оно должно быть составлено именно в форме экспертного заключения. Нередко к делам о нарушениях таможенных правил приобща­ются справки экспертных учреждений или акты судебной экс­пертизы, которые средствами доказывания по делу о наруше­нии таможенных правил не являются. Во-вторых, экспертное заключение должно быть дано лицом, обладающим для этого достаточным объемом полномочий и знаний.

Как показывает практика, лицами, привлекаемыми к ответ­ственности за нарушения таможенных правил, а нередко и должностными лицами таможенных органов роль экспертного заключения сильно преувеличивается. Встречаются дела о на­рушениях таможенных правил, решения по которым основы­ваются на этом документе, несмотря на то что иные материалы дела противоречат ему. Ссылки на получение экспертных за­ключений, противоречащих материалам дела и выводам, из­ложенным в постановлении по делу, достаточно часто встре­чаются и в жалобах лиц, поступающих в вышестоящие тамо­женные органы.

В то же время в соответствии со статьей 326 Таможенного кодекса Российской Федерации заключение эксперта не явля­ется обязательным для должностного лица таможенного орга­на, ведущего производство по делу или рассматривающего его (конечно, несогласие с ним должно быть мотивировано и от­ражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела). Кроме того, в силу положений указанной статьи заключение, подготовленное не по поручению должностного лица тамо­женного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных ор­ганов, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, заключением эксперта не является. Фактические данные, со­держащиеся в таких документах, не признаются даже доказа­тельствами по делу, если эти документы не обладают призна­ками вещественных или письменных доказательств.

Различие письменных и вещественных доказательств со­стоит в том, что в письменных доказательствах изложены либо с их помощью удостоверяются факты и обстоятельства, имеющие значение для дела, а вещественные доказательст­ва хранят на себе следы правонарушения либо служат средством к обнаружению противоправного деяния, выявлению лица, его совершившего, а также к установлению фактиче­ских обстоятельств дела. Если же письменное доказательст­во, к примеру, не только подтверждает какие-либо сведения, но и способствует определению личности правонарушителя, то в силу наличия таких признаков оно является веществен­ным доказательством (ст. ТК РФ). Так, договор купли-продажи, приобщенный к материалам дела, заведенного по факту незачисления валютной выручки от экспорта товаров в установленные законом сроки (ст. 273 ТК РФ), будет свиде­тельствовать исключительно о факте совершения внешнетор­говой сделки. В случае же совершения лицом нарушения та­моженных правил, выразившегося в приобретении товара, вве­зенного на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил (ст. 280 ТК РФ), такой доку­мент будет способствовать установлению самого факта право­нарушения.

Кроме приведенного выше юридического различия, к письменным доказательствам относятся только акты, справки, письменные сообщения и другие документы, составляемые или представляемые юридическими и физическими лицами. Письменные доказательства хранятся в деле. Они могут быть как представлены вышеупомянутыми лицами, так и затребо­ваны должностным лицом таможенного органа, в производст­ве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. На основании письменного запроса ука­занного должностного лица государственные органы и иные лица обязаны бесплатно предоставить необходимую для раз­решения дела информацию, в том числе и предназначенную для служебного пользования или представляющую коммерче­скую или иную охраняемую законом тайну (ст. 344 ТК РФ). Если в получении запрошенной информации будет необосно­ванно отказано, таможенный орган вправе осуществить изъя­тие необходимых документов.

В связи со сказанным следует отметить, что в настоящее время при осуществлении своей деятельности таможенные ор­ганы сталкиваются со следующей проблемой. В соответствии со статьей Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» кредитные организации обязаны предоставлять информацию о счетах физических лиц только им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - также органам предварительного следствия. Что касается получения сведений о счетах юридических лиц, названный Закон предоставляет таможенным органам право на их получение только в случаях, установленных таможенным законодательством. Коммерческие банки не исполняют требование таможенного органа о получении такой информации, ссылаясь на то, что положения статьи 344 Таможенного кодекса Российской Фе­дерации распространяются исключительно на государствен­ные органы и лица (при этом утверждается, что под лицами понимаются только физические лица). Однако эта позиция не соответствует положениям статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил служат:

  • товары и транспортные средства, явившиеся непосредст­венными объектами правонарушения;
  • товары и транспортные средства со специально изготов­ленными тайниками, использованными для перемещения че­рез таможенную границу Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля непосредственных объектов нару­шения таможенных правил;
  • документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
  • иные предметы, обладающие признаками вещественных доказательств.

Вещественные доказательства приобщаются к делу о на­рушении таможенных правил путем указания их в соответст­вующей графе протокола о нарушении таможенных правил либо отдельным процессуальным действием. В последнем случае об их приобщении к материалам дела выносится поста­новление. Если в силу их громоздкости или по другим причи­нам вещественные доказательства не могут быть приобщены к делу вышеозначенными способами, должностным лицом та­моженного органа, в производстве или на рассмотрении кото­рого находится дело, составляется справка о месте их нахож­дения, которая прилагается к делу. Вещественные доказатель­ства должны быть подробно описаны в протоколах о наруше­нии таможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или в иных протоколах. При необходимости они могут быть сфотографированы или зафиксированы с помощью других технических средств и по возможности должны опеча­тываться.

Должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязано принять все меры к обеспече­нию сохранностивещественных доказательств до оконча­тельного разрешения дела. Как правило, это осуществляется путем их помещения на склады временного хранения, при­надлежащие таможенному органу, либо подшивания их к ма­териалам дела о нарушении таможенных правил, если такими средствами доказывания являются документы. В случаях, ко­гда хранение вещественных доказательств требует особых условий (определенной температуры, влажности, освещения и пр.), практикуется также их передача на ответственное хра­нение третьим лицам, иногда даже лицу, привлекаемому к ответственности.

Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, после осмотра могут быть возвращены лицу или пере­даны специализированным организациям для реализации либо переработки. Вопрос о возврате стоимости таких предметов, вырученной от их реализации, решается в соответствии с ре­шением, принятым по делу о нарушении таможенных правил (п. 14 ст. 327 ТК РФ).

Для признания фактических данных доказательствами по делу о нарушении таможенных правил они должны обладать определенными признаками: допустимостью (получением в соответствии с требованиями закона) и относимостью (нали­чием объективной связи между содержанием доказательств и обстоятельствами правонарушения).

В качестве примеров требований о допустимости доказа­тельств можно привести следующие.

Протоколы и другие документы, составленные при про­ведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении, должны удостове­рять только обстоятельства и факты, установленные при проведении указанных действий (ст. 323 ТК РФ). Таким об­разом, протокол о нарушении таможенных правил, состав­ленный по материалам, поступившим из иных правоохрани­тельных органов, средством доказывания по делу о наруше­нии таможенных правил не является, поскольку содержащиеся в нем фактические данные не установлены в надлежа­щем порядке.

Все документы приобщаются к материалам дела в подлин­нике, копия может быть представлена только должным обра­зом заверенная (в том числе сотрудником таможенного орга­на) и исключительно с разрешения должностного лица тамо­женного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил (ст. 336 ТК РФ). Если для производства по делу или его рассмотрения не­обходима лишь часть документа, представляется надлежащим образом заверенная выписка из этого документа.

Должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, пол­ном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законодательством Российской Федерации (ст. 322 ТК РФ). Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. В частности, показания лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (вне зависимости от их окраски - отрицания или при­знания вины в совершении правонарушения), подлежат про­верке наравне с иными доказательствами по делу.

Фактические данные, содержащиеся в материалах дела о нарушении таможенных правил, сведения о вещественных и письменных доказательствах, а также сведения о вызове лиц в таможенные органы в связи с производством по делу о нару­шении таможенных правил и его рассмотрением и данные об этих лицах могут быть оглашены до рассмотрения такого дела только с разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого оно находится, либо начальника этого или вышестоящего таможенного органа или его заместителей, а также начальника или заместителя на­чальника структурного подразделения по борьбе с контрабан­дой и нарушениями таможенных правил ГТК России.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com