Транспорт России
Навигация

Общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил

--


Привлечение лица к ответственности за нарушение тамо­женных правил может осуществляться двумя способами: пу­тем заведения дела о нарушении таможенных правил, ведения производства по нему, его рассмотрения и вынесения по нему постановления либо посредством составления акта о наложе­нии взыскания за нарушение таможенных правил по упрощен­ной форме. Оба способа равным образом используются тамо­женными органами при осуществлении ими административ­ной юрисдикции.

Говоря о первой из вышеупомянутых возможностей, сле­дует отметить, что производство по делу о нарушении та­моженных правил и его рассмотрение представляет собой сложную систему нередко весьма протяженных во времени процессуальных действий, совершаемых с целью своевремен­ного, всестороннего, полного и объективного выяснения об­стоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 289 Таможенного кодекса Российской Фе­дерации дело о нарушении таможенных правил считается за­веденным, а производство по нему начатым со дня составле­ния протокола о нарушении таможенных правил либо прото­кола об административном задержании. Причем протокол о нарушении таможенных правил составляется о любом случае обнаружения правонарушения (ст. 299 ТК РФ). Таким обра­зом, в тех случаях, когда административное задержание было осуществлено как мера пресечения правонарушения до нача­ла производства по делу, протокол о нарушении таможенных правил будет дублировать протокол об административном задержании, но датой заведения дела будет считаться дата со­ставления последнего из названных документов.

Как уже отмечалось при рассмотрении общих положений об ответственности за нарушения таможенных правил, дело о нарушении таможенных правил заводится только при наличии определенных обстоятельств, именуемых поводами и основа­ниями к заведению дела.

Основаниями для заведения дела о нарушении таможен­ных правил являются любые достаточные данные, указываю­щие на признаки подготавливаемого, совершаемого или со­вершенного правонарушения (ст. 293, 294 ТК РФ). Причем единый критерий достаточности таких данных до настоящего времени не выработан, что создает проблему точного опреде­ления момента обнаружения нарушения таможенных правил. К примеру, распространенной является ситуация, когда на та­моженной территории Российской Федерации задерживается автотранспортное средство, водитель которого не может до­кументально подтвердить законность пересечения таможенной границы Российской Федерации (мотивировка может быть различной: от потери документов до невыдачи ему таковых на пограничном пункте пропуска). Для некоторых таможенных органов само по себе отсутствие на момент задержания по­добных документов является достаточным основанием для со­ставления протокола о нарушении таможенных правил по при­знакам статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федера­ции (Перемещение товаров и транспортных средств через та­моженную границу Российской Федерации помимо таможен­ного контроля). Иными же таможенными органами до приня­тия такого решения осуществляется ряд запросов по всем по­граничным пунктам пропуска с целью выяснения факта пере­сечения задержанным автотранспортным средством таможен­ной границы Российской Федерации. Протокол же о наруше­нии таможенных правил составляется только в случае поступ­ления отрицательных ответов из всех запрошенных таможен­ных органов. Сложно сказать, какой из вариантов поведения представляется наиболее правильным, поскольку каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Немедленное заве­дение в подобном случае дела о нарушении таможенных пра­вил соответствует принципу срочности привлечения лиц к от­ветственности за правонарушение, способствует профилактике затягивания производства по делу. В то же время предвари­тельная проверка позволяет избежать ущемления прав и сво­бод лиц, необоснованного задержания их имущества и т.д.

Следует отметить, что неоднократно высказывалось мне­ние о том, что в случае невозможности определения субъекта ответственности дело о нарушении таможенных правил не может быть заведено, а заведенное дело подлежит прекраще­нию, поскольку отсутствует один из элементов состава нару­шения таможенных правил - субъект правонарушения. Дан­ная проблема представляется надуманной, поскольку невоз­можность идентифицировать конкретное лицо в качестве пра­вонарушителя не говорит об отсутствии такого лица вообще. В большинстве случаев лицо, нарушившее таможенные пра­вила, удается установить в ходе производства по делу, заве­денному в отношении неустановленного лица. Если же опре­делить правонарушителя не удается. Таможенный кодекс Рос­сийской Федерации предусматривает возможность рассмотре­ния дела о нарушении таможенных правил в его отсутствие и вынесения постановления по делу в отношении неустановлен­ного лица (ч. 3 ст. 363 ТК РФ, ч. 6 ст. 365 ТК РФ).

В соответствии с требованиями Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации при непосредственном обнаружении долж­ностными лицами таможенного органа нарушения таможенных правил дело заводится безотлагательно. Для ситуаций, когда полученная информация указывает на признаки подготавли­ваемого, совершаемого или совершенного нарушения таможен­ных правил, но требует обязательной проверки (например, све­дения, полученные от юридических и физических лиц, из средств массовой информации). Таможенный кодекс Россий­ской Федерации предусматривает несколько сроков ее осуще­ствления (ст. 294 ТК РФ). Информация, полученная при прове­дении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, подвергается проверке в течение времени осуще­ствления таможенного контроля или таможенного оформления. В остальных случаях проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключи­тельных случаях - не более десяти суток. На практике сроки проверки редко составляют менее установленных для исключи­тельных ситуаций. В процессе проведения предварительной проверки должностное лицо таможенного органа вправе прово­дить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.

В случае установления в ходе проведения проверки об­стоятельств, исключающих производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 291 ТК РФ), принимается решение об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил, оформляемое постановлением. Оно выносится должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку, примени­тельно к порядку, предусмотренному статьей 357 Таможенно­го кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года № 03-43/10147 «О некоторых вопросах ве­дения производства и рассмотрения дел о нарушениях тамо­женных правил»).

Итак, первым и основным документом, с которого начина­ется дело о нарушении таможенных правил, является протокол о нарушении таможенных правил либо протокол об админист­ративном задержании.

Таможенное законодательство не устанавливает единой формы и содержания протокола об административном задер­жании. Вместе с тем требования к оформлению данного доку­мента определены в статье 240 Кодекса РСФСР об админист­ративных правонарушениях. Согласно указанной статье в про­токоле указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведе­ния о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, и самим задержанным. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается запись об этом.

В соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации в протоколе о нарушении таможенных пра­вил отражаются сведения о дате и месте его составления, долж­ностном лице таможенного органа, составившем протокол, ли­це, привлекаемом к ответственности (если оно установлено), товарах и транспортных средствах, изъятых на основании ста­тьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, свидете­лях, если они имеются, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела в точном соответствии с законом.

Важнейшей частью протокола является его описательная часть, содержащая данные о существе нарушения таможенных правил, месте и времени его совершения. В отличие от других частей протокола, в которых указываются сведения информа­ционного характера и заполнение которых, как правило, не вызывает затруднений, описательная часть не всегда состав­ляется верно. На практике довольно редко удается совместить относительную лаконичность содержащейся в ней информа­ции о существе нарушения таможенных правил с четкостью изложения. Вполне естественно, что при изучении протокола о нарушении таможенных правил, содержание которого сводит­ся к следующему: «В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий остановлен автомобиль», невозможно установить, по какому факту заведено дело о нарушении та­моженных правил. Конечно, таких мини-протоколов сейчас практически не встречается, но и большой объем информации не всегда позволяет однозначно определить сущность право­нарушения и обстоятельства его совершения. Так, в материа­лах дела о нарушении таможенных правил, заведенного в от­ношении одной организации, имелся протокол о нарушении таможенных правил следующего содержания: «По информа­ции налоговой полиции по Западной области от 12 октября 1995 года 000 «Яблочко» зарегистрировано согласно свиде­тельству от 3 апреля 1994 года № 18, директор Иванов И.И., прописан ул. Федорова, д. учредителей нет. Организация никаких отчетов с момента открытия не представляла. По имеющимся материалам от 30 мая 1996 года директором явля­ется Сидоров С.С. По адресу ул. Федорова, д. 11, находится ча­стный дом, в котором проживает пенсионерка Петрова П.П., по объяснению которой ни Иванов, ни Сидоров не проживают и никакой фирмы нет».

Согласно положениям статьи 290 Таможенного кодекса Российской Федерации производство по делу о нарушении та­моженных правил ведется должностным лицом таможенного органа, непосредственно обнаружившим нарушение таможен­ных правил. Поскольку практически все правонарушения об­наруживаются в ходе проведения таможенного контроля либо таможенного оформления, протоколы о нарушении таможенных правил составляются и первоначальные действия по уста­новлению и закреплению следов правонарушения проводятся в большинстве случаев функциональными отделами таможен­ных органов (отделами таможенного оформления и таможен­ного контроля, таможенной стоимости и валютного контроля, таможенных платежей, таможенной инспекции, таможенных режимов, контроля за доставкой товаров и т.д.). Процент дел, заводимых должностными лицами отделов правоохранитель­ного блока (отделов таможенных расследований, по борьбе с таможенными правонарушениями, дознания и т.д.), значи­тельно меньше. Как правило, его составляют дела, заводимые по материалам, поступившим из иных правоохранительных и контролирующих органов.

Впоследствии на основании решения начальника таможен­ного органа, должностное лицо которого ведет производство по делу о нарушении таможенных правил, либо его заместите­ля материалы дела передаются в отдел таможенных расследо­ваний. В некоторых таможенных органах все производство по делу осуществляется функциональными отделами, что обу­словлено разными обстоятельствами, среди которых можно назвать большую загруженность сотрудников отделов право­охранительного блока. Положениям Таможенного кодекса Российской Федерации такой порядок не противоречит, одна­ко иногда при подобном распределении функций забывается, что производство по делу о нарушении таможенных правил должно вестись должностным лицом, имеющим хотя бы об­щее представление о принципах и основах привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил. Так, в хо­де осуществления контрольной проверки одного из таможен­ных органов было установлено, что производство по делам о нарушениях таможенных правил ведется отделом таможенной охраны, что само по себе абсурдно.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com