|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Нарушение порядка переработки товаров
--
Статья 268 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение порядка переработки товаров, то есть за несоблюдение некоторых из установленных условий, ограничений и требований таможенных режимов переработки. Таможенным кодексом Российской Федерации установлено три таких режима: переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров под таможенным контролем и переработка товаров вне таможенной территории. Под переработкой товаров на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ). Переработкой товаров под таможенным контролем является таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения или под иной таможенный режим (ст. 65 ТК РФ). Переработка товаров вне таможенной территории - таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего помещения продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ). В процессе переработки участвуют два вида товаров: товары, помещенные под таможенный режим переработки (условно: предмет переработки), и товары, с помощью которых производится такая переработка (условно: служебные товары). Как видно из приведенных выше определений, помещению под режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем подлежат только иностранные товары. Однако указанием ГТК России от 25 июня 1996 года № 01-14/683 «Об особенностях таможенного оформления отдельных сырьевых товаров, закупаемых иностранными лицами на таможенной территории Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории» допускалось приобретение иностранными лицами российских товаров с целью их дальнейшей переработки на таможенной территории Российской Федерации российскими организациями. Такими товарами являлись цветные металлы, их сплавы, сырье для их производства, порошки, полуфабрикаты, прокат цветных металлов. В этих случаях продавцом заявлялся таможенный режим экспорта без фактического вывоза товара за пределы Российской Федерации, и товар помещался под процедуру доставки под таможенным контролем до места переработки. При этом российская организация-переработчик должна была иметь лицензию на переработку товара, которая представлялась в таможенный орган одновременно с подачей экспортной декларации. Служебными товарами могут быть только товары, происходящие с территории страны, на которой осуществляется переработка, либо выпущенные на этой территории для свободного обращения. Такие товары включаются в лицензию и в описание производственного процесса переработки. В результате переработки появляется новый вид товаров, именуемый товарной продукцией (компенсационные товары). Также могут образовываться отходы производства и производственные потери. В совокупности все названные товары представляют собой продукты переработки. Во Временном положении МВЭС России от 4 марта 1992 года и ГТК России от 7 марта 1992 года о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства, под товарной продукцией (компенсационными товарами) понимаются товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученные в результате переработки за границей временно вывезенных российских товаров. Вместе с тем Положением о таможенном режиме переработки на таможенной территории, утвержденным приказом ГТК России от 5 сентября 1997 года № 543, установлено, что товарной продукцией могут являться только те товары, которые произведены по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта. Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции, получение которых не было целью заявления таможенного режима и которые не находят применения у пользователя таможенного режима. Неизбежность образования отходов выражается не в обязательности их появления, а в том, что они появляются независимо от воли лиц, задействованных в процессе переработки, в том, что их появление обусловлено исключительно самим технологическим процессом. Производственными потерями являются материалы, вещества и т.п., образующиеся и/или безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении товарной продукции. В ряде случаев предмет переработки используется не полностью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помещенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД СНГ в той же 9-значной товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим. В соответствии с таможенным законодательством требованием таможенных режимов переработки является помещение продуктов переработки (разумеется, кроме производственных потерь) под таможенный режим. При этом если при таможенном режиме переработки вне таможенной территории они должны быть заявлены под определенный таможенный режим (выпуск для свободного обращения), то для двух других режимов переработки такое безальтернативное требование отсутствует. Например, при использовании режима переработки на таможенной территории помещение продуктов переработки под таможенный режим экспорта необходимо только для тех заявителей режима, которые ставят своей целью возврат внесенных ранее на депозит таможенного органа таможенных платежей. Нормативными правовыми актами по таможенному делу установлен ряд условий, ограничений и требований режимов переработки, однако ответственность по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации связана только с нарушением шести из них:
Исходя из диспозиции статьи приведенный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию - законодатель перечислил все случаи, за которые наступает ответственность по рассматриваемой статье. За нарушения иных требований, ограничений и условий режимов переработки лицо будет нести ответственность по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации (Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими). Подробно остановимся на каждом из правонарушений, перечисленных в диспозиции статьи 268 Таможенного кодекса Российской Федерации. Условием помещения товаров под любой из таможенных режимов переработки является получение лицензии. Лицензия на переработку выдается только российскому лицу, как правило, таможенным органом, в зоне деятельности которого оно зарегистрировано. Формулировка диспозиции статьи 268 Таможенного кодекса Российской Федерации может создать у читателя неверное впечатление, что ответственность за нарушение порядка выдачи лицензий на переработку несут виновные в этом должностные лица таможенного органа, выдавшего такую лицензию. Это не так. Как уже было отмечено, ответственность по данной статье наступает за нарушение режимов переработки, а поскольку в момент получения лицензии режим таможенному органу еще не заявлен, нельзя говорить о несоблюдении его условий, ограничений и требований. Фактически объективная сторона данного правонарушения выражается в пользовании одним из режимов переработки без наличия должным образом выданной лицензии. Соответственно к ответственности за совершение подобного деяния привлекается пользователь таможенного режима. В некоторых случаях для помещения товаров под таможенные режимы переработки помимо получения лицензии на переработку требуется получение разрешений иных государственных органов (например, разрешений на ввоз/вывоз определенных видов товаров). Однако несоблюдение этих предписаний не образует состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку в диспозиции статьи речь идет непосредственно о лицензии на переработку. Более того, разрешения иных государственных органов обычно представляются в таможенный орган именно для получения этой лицензии (например, совместное указание от 15 июля 1994 года ГТК России № 01-12/717 и Роскомдрагмета № 25-002-18/1715 «Об особенностях помещения товаров с содержанием драгметаллов, драгкамней, янтаря и изделий из него под таможенные режимы переработки, временного ввоза (вывоза)»). Отсутствие такого разрешения влечет наступление неблагоприятных последствий, которые выражаются в отказе в выдаче лицу лицензии на переработку. Под порядком переработки понимаются правила, в соответствии с которыми осуществляется переработка товара. Помимо общего порядка, устанавливаемого ГТК России, таможенным органом, выдающим лицензию на переработку, определяется ряд положений, касающихся специфики переработки конкретных товаров. Ответственность наступает как за нарушение общих положений о порядке переработки, так и за нарушение положений, относящихся к определенным товарам. Срок переработки (он же срок действия лицензии на переработку) устанавливается таможенным органом, выдающим такую лицензию. В этот период времени необходимо не только осуществить операции по переработке товаров, но и поместить продукты переработки под таможенный режим (завершить действие режима). Следует отметить, что действующими в настоящее время нормативными правовыми актами ГТК России, регулирующими порядок продления сроков переработки товаров на таможенной территории, созданы все условия для их нарушения. Пунктом 1 Порядка продления сроков переработки товаров, утвержденного приказом ГТК России от 5 сентября 1997 года № 543, установлено, что обращение о таком продлении должно быть представлено в таможенный орган не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия лицензии, а срок рассмотрения обращения может составлять период от нескольких дней до двух месяцев. В такой ситуации привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации практически неизбежно. В случае же отказа таможенным органом в продлении срока переработки заявитель режима в большинстве случаев не в состоянии в этот же день вывезти товары с таможенной территории Российской Федерации (или ввезти на нее) либо поместить их под таможенный режим, что влечет за собой еще одно нарушение таможенных правил. При этом в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка продление срока переработки в случае его нарушения осуществляется только после принятия решения о привлечении заявителя к ответственности и исполнения постановления по делу о нарушении таможенных правил. Количество выхода продуктов переработки определяется заявителем режима при подаче в таможенный орган пакета документов на получение лицензии. Однако таможенный орган при проверке представленных данных может установить обязательную норму выхода, на основе которой рассчитывается количество выхода. Если в процессе производства обнаружится несоответствие заявленного количества выхода фактическому, заявитель должен уведомить об этом таможенный орган, выдавший разрешение на переработку. В этом случае количество выхода продуктов переработки корректируется. В качестве примера нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации, в части несоблюдения количества выхода продуктов переработки можно назвать манипуляции с размерами одежды. Например, организация заявляет таможенный режим переработки на таможенной территории, помещая под него ввозимые из-за рубежа ткани, фурнитуру, упаковочные материалы и т.п. Компенсационный товар - мужские куртки. Ассортимент компенсационного товара различается по моделям, а модели -по размерам. Заявленное же количество выхода фиксировано только по моделям. Чем меньше размер, тем меньше материалов используется для его изготовления. Этим достигается отличие фактического количества выхода продуктов переработки от заявленного и, как следствие, несоблюдение положений таможенного законодательства (помещение под таможенный режим, уплата таможенных платежей и др.) в отношении части продуктов переработки, что влечет для лица ответственность по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. При переработке пушнины вопрос соответствия фактического и заявленного количеств выхода обостряется — к указанным параметрам размеров и моделей прибавляются параметры сортности. Как уже отмечалось, требованием таможенных режимов переработки является помещение продуктов переработки под таможенный режим. Однако статья 95 Таможенного кодекса Российской Федерации допускает при использовании режима переработки вне таможенной территории возможность замены продуктов переработки иностранными товарами в порядке, определяемом ГТК России. Так, при осуществлении безвозмездного ремонта таможенным органом может быть разрешена замена продуктов переработки иностранными товарами, если иностранные товары имеют характеристики, идентичные товарам, подлежащим вывозу или вывезенным для ремонта, т.е. имеют такой же код по ТН ВЭД СНГ, торговую марку, модель и технические характеристики (указание ГТК России от 9 ноября 1995 года № 01-12/1335 «О применении таможенных режимов при ремонте товаров»). Как видно, осуществление замены продуктов переработки допускается только при соблюдении определенных условий. Их невыполнение и образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей. От замены продуктов переработки следует отличать опережающую поставку продуктов переработки. Порядком таможенного контроля за временным ввозом иностранных товаров на территорию Российской Федерации для переработки (при-ложение № 1 к Временному положению ГТК России от 7 марта 1992 года и МВЭС России от 4 марта 1992 года о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства) допускалась опережающая поставка компенсационных товаров, произведенных из сырья переработчика, аналогичного по техническим характеристикам сырью, ввозимому для переработки, с последующим возмещением им использованного российского сырья. Однако в настоящее время возможность осуществлять опережающую поставку отсутствует. Операции по переработке товаров включают в себя:
ГТК России по согласованию с Минэкономики России могут устанавливаться ограничения на проведение отдельных операций по переработке товаров, а для таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем - также на условия их проведения, включая возможность и порядок использования российских товаров. Так, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории ограничено применение операции по собственно переработке и обработке, а также по ремонту определенных видов товаров (восстановленные или использованные пневматические резиновые шины, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, радиоактивные отходы). Условия их проведения определяются в каждом конкретном случае ГТК России по согласованию с Минэкономики России. Санкция за нарушение порядка переработки товаров определена в виде штрафа в размере от 10-кратного до 20-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда либо в размере от 10 до 100 процентов стоимости товаров, предназначенных для переработки.
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |