Транспорт России
Навигация

Правонарушения, посягающие на порядок перемещения

--


Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК РФ).

При этом следует отметить, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются синонимами. Так, перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также иная территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК РФ, ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе»). Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, прямо указанных в законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ).

В свете положений статьи 74 Конституции Российской Федерации, закрепляющей запрет на установление таможенных границ на территории Российской Федерации, включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в таможенную границу Российской Федерации неправомерно.

Говоря о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, следует назвать два основных принципа такого перемещения. Во-первых, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю (ст. 191 ТК РФ), а во-вторых, перемещение этих товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами (ст. 22 ТК РФ).

Под таможенным режимом статья 18 Таможенного кодекса Российской Федерации понимает совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В статье 23 Таможенного кодекса Российской Федерации содержится следующий перечень таможенных режимов:

  1. выпуск для свободного обращения;
  2. реимпорт;
  3. транзит;
  4. таможенный склад;
  5. магазин беспошлинной торговли;
  6. переработка на таможенной территории;
  7. переработка под таможенным контролем;
  8. временный ввоз (вывоз);
  9. свободная таможенная зона;
  10. свободный склад;
  11. переработка вне таможенной территории;
  12. экспорт;
  13. реэкспорт;
  14. уничтожение;
  15. отказ в пользу государства.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Статья 24 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает право Правительства Российской Федерации и ГТК России в пределах своей компетенции устанавливать иные таможенные режимы. Так, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1067 и от 25 ноября 1994 года № 1290 установлены соответственно таможенные режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР.

Таможенные режимы имеют свою внутреннюю структуру, которая представляет собой условия, требования и ограничения. Они могут содержаться как в самом Таможенном кодексе Российской Федерации, так и в иных нормативных правовых актах. В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия и ограничения как общего характера, так и относящиеся к отдельным видам товаров.

Под условиями и требованиями таможенного режима понимают действия, с совершением которых связана возможность предоставления лицу таможенного режима и возможность его завершения, а под ограничениями - прямые или косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными средствами определенных действий.

Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Временной инструкции ГТК России от 11 июля 1994 года № 01-20/7864 «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»). Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации рассматривается как требование таможенного режима экспорта (ст. 97 ТК РФ). В качестве примера ограничения можно привести косвенный запрет на распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим временного ввоза (ст. 68 ТК РФ).

Статья 25 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет положение, в соответствии с которым лицо вправе выбрать в любое время любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства по таможенному делу.

С момента помещения товаров под таможенный режим пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются в соответствии с их таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, любой таможенный режим предполагает осуществление в отношении товаров и транспортных средств определенного круга действий. Он может быть как достаточно широким (выпуск для свободного обращения), так и максимально ограниченным (таможенный склад). При этом наблюдается следующая зависимость: чем уже круг этих действий, тем больше льгот и преимуществ получает пользователь режима. Этим обусловлено применение к лицам, не соблюдающим положения режимов, ответственности по таможенному законодательству Российской Федерации. Субъектом этой ответственности будет являться пользователь таможенного режима, то есть лицо, обладающее в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, правомочиями владения, пользования или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенный режим и в силу этого имеющее право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые данным режимом.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что в рамках таможенного режима возникает обязательство, по своей правовой природе схожее с обязательствами гражданско-правового характера, в силу которого лицо, поместившее товары под таможенный режим, обязано совершить определенные действия либо отказаться от их совершения, а таможенный орган имеет право требовать от него исполнения этой обязанности под угрозой применения мер юридической ответственности.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com