Транспорт России
Навигация

Понятие и состав нарушения таможенных правил

--


231 ТК РФ, в которой сказано, что лица, совершившие нарушения таможенных правил, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им — в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в самой ст. 230 ТК РФ сказано лишь об ответственности вообще.

В вопросах привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела ныне действующий Таможенный кодекс РФ не отсылает к нормам административного законодательства. В нем (в разделе X) достаточно подробно регламентированы как общие вопросы ответственности за нарушения таможенных правил, так и вопросы, касающиеся порядка реализации этой ответственности — порядка производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения. Причем многие принципиальные подходы законодательства об административных правонарушениях трактуются по-новому, существенно меняя регулирование вопросов о субъектах ответственности (ТК РФ 1993 г. была впервые введено понятие административной ответ-ственности юридического лица, введен принцип двусубъектности ответственности за совершение одного правонарушения). По-новому трактуются также вопросы ответственности военнослужащих, вопросы наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил, изменены сроки наложения взысканий и есть еще ряд нюансов.

Проект нового российского Таможенного кодекса в этом вопросе выглядит диаметрально противоположно, закрепляя лишь само понятие нарушения таможенных правил, а в вопросах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений отсылая к новому КоАП РФ, проект которого до сих пор Федеральным Собранием РФ пока так и утвержден.

Состав нарушения таможенных правил — это логическая конструкция, это правовое понятие о нем, которое отражает существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Законодатель сам не создает признаков таможенных правонарушений, он лишь отбирает существенные и отличительные черты и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков является необходимым и достаточным основанием для квалификации деяния как нарушения таможенных правил. Иными словами, реальное деяние только тогда может рассматриваться в качестве нарушения таможенных правил, когда оно со-держит все признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.

Состав нарушения таможенных правил как и любого другого вида правонарушений образуют следующие признаки: объект нарушения таможенных правил, объективная сторона правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и субъективная сторона.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

  • имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);
  • неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в ст. 230 ТК РФ:

  1. порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
  2. порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
  3. порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
  4. порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;
  5. порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Таможенного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил. Она может выражаться как в совершении определенных действий, так и в бездействии.

Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

Следует также отметить, что при характеристике объективной стороны того или иного нарушения таможенных правил в Таможенном кодексе РФ нередко используются такие понятия, как пользование, распоряжение, хранение, приобретение и др. Толковать эти понятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается в гражданском законодательстве.

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 291 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, освобождается от ответственности за его совершение.

В соответствии с таможенным законодательством, субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

  • предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо», а также лица, занимающиеся предпринимательской де-ятельностью без образования юридического лица;
  • вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
  • должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Еще раз подчеркнем, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, т. е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в ст. 246 ТК РФ, пре-дусматривающей соучастие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо. Это является явным пробелом действующего таможенного законодательства, который приходится исправлять на практике.

В соответствии с формулировкой ст. 246 ТК РФ соучастием в совершении нарушения таможенных правил признается совместное участие в нем двух или более физических лиц. Соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных государств и т. п.). Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем — лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совер-шению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

При наложении взыскания на совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (либо должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Это четко сказано в ч. 5 ст. 231 ТК РФ. Понятия умысла и неосторожности в Таможенном кодексе РФ не раскрываются, они являются общеправовыми.

Умысел предполагает, что лицо, совершившее нарушение таможенных правил, предвидит и желает наступления общественно-вредных последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут быть совершены только умышленно, относятся прежде всего таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля — ст. 276 ТК РФ; сокрытие от таможенного контроля товаров - ст. 277 ТК РФ; перемещение товаров и транспортных средств с обманным использованием документов или средств идентификации — ст. 278 ТК РФ; недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств — ст. 279 ТК РФ). К умышленным относятся также действия, направленные на не-правомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение - ст. 282 ТК РФ; действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат или иных возмещении либо их невозвращение без надлежащих оснований — ст. 283 ТК РФ и др. Неосторожность может проявляться:

  • как самонадеянность, когда лицо предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;
  • как небрежность, когда лицо не предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

По небрежности могут быть совершены нарушения таможенных правил, связанные с нарушением установленного порядка производства таможенного оформления и таможенного контроля (например, невручение документов на товары в месте доставки — ст. 253 ТК РФ; нарушение порядка производства таможенного оформления — ст. 258 ТК РФ и др.).

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дело обстоит совсем иначе.

Во-первых, в ст. 230 ТК РФ, где дано определение нарушения таможенных правил, нет упоминания о том, что таким нарушением признается виновное деяние - в отличие, например, от определения понятия административного правонарушения, которое содержится в ст. 10 КоАП РСФСР. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 231 ТК РФ юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не несут ответственности за совершение нарушения таможенных правил только в случаях, когда такое нарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. И, наконец, в-третьих, среди указанных в ст. 320 ТК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о нарушениях таможенных правил, указана лишь виновность физических или должностных лиц, а в отношении рассматриваемых нами субъектов сказано, что подлежит доказыванию сам факт совершения ими нарушения таможенных правил.

Все это свидетельствует о том, что для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица достаточно наличия в их действиях (бездействии) признаков объективной стороны таможенного правонарушения. Субъективная сторона здесь роли не играет и доказыванию в процессе производства по делу не подлежит.

Взыскания за нарушения таможенных правил можно подразделять на:

  • на взыскания, применяемые в качестве основного взыскания (таковыми являются предупреждение и штраф);
  • на взыскания, применяемые в качестве дополнительного взыскания (таковым являются отзыв лицензии или квалификационного аттестата и конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил);
  • на взыскания, которые могут применяться как в виде основного, так и виде дополнительного взыскания (это конфискация и взыскание стоимости товаров и транспортных средств - как непосредственных объектов нарушения таможенных правил, так и товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками).
  • на взыскания морального характера (таковым является предупреждение);
  • на взыскания пресекательного характера (таковым является отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
  • на взыскания имущественного характера (таковыми являются все остальные виды взысканий).
  • на срочные взыскания, т. е. которые могут быть наложены в течение определенного срока (это предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
  • на бессрочные взыскания, возможность наложения которых не ограничена каким-либо определенным сроком (таковыми являются конфискация и взыскание стоимости товаров и транспортных средств).
  • на альтернативные и безальтернативные взыскания (тут уже речь идет о санкции каждой конкретной статьи Таможенного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за нарушение таможенных правил, когда должностное лицо таможенного органа либо имеет возможность альтернативного выбора того или иного вида взыскания из предложенных санкцией применяемой им статьи, либо не имеет такой возможности выбора — т. е. мера взыскания является четко оговоренной, безальтернативной).

В каждом конкретном случае наложение взысканий за нарушение таможенных правил должно осуществляться с учетом наличия или отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за это нарушение. Эти обстоятельства могут оказать существенное влияние на размер налагаемого взыскания.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за нарушение таможенных правил, согласно ст. 236 ТК РФ относятся:

  1. активное способствование разрешению дела;
  2. добровольное устранение вредных последствий правонарушения;
  3. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  4. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе признать смягчающим вину ответственность и другие обстоятельства в зависимости от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено нарушение таможенных правил, а также исходя из своего личного опыта и компетентности в решении подобных вопросов.

Перечень отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил обстоятельств, в отличие от приведенного выше перечня, является исчерпывающим и расши-ренному толкованию не подлежит. К таковым обстоятельствам согласно ст. 237 ТК РФ относятся:

  1. продолжение противоправного поведения несмотря на требование должностного лица таможенного органа его прекратить;
  2. повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;
  3. совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
  4. вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;
  5. совершение нарушения таможенных правил группой лиц;
  6. совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  7. совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.

Причем последнее обстоятельство является факультативным, т. е. необязательным, и должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, в зависимости от характера правонарушения может и не признать совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения в качестве отягчающего вину обстоятельства.

Взыскание может быть наложено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав нарушения таможенных правил. При отсутствии состава таможенного правонарушения производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ст. 291 ТК РФ).

За правонарушителя может быть наложено только то взыскание, которое предусмотрено соответствующей статьей Таможенного кодекса РФ, и только в пределах санкции этой статьи (хотя в отдельных случаях возможно с учетом требований ст. 239 ТК РФ наложить взыскание ниже низшего предела).

Законодатель обязывает таможенные органы при выборе меры воздействия за нарушение таможенных правил учитывать как обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, так и обстоятельства, характеризующие самого нарушителя, его имущественное положение и степень его вины. А при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может вообще освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 240 ТК РФ).


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com