Транспорт России
Навигация

Виды взысканий

--


В соответствии с Конституцией РФ (п. «к» ст. 72) и КоАП РСФСР (ч. 2 ст. 24) все административные взыскания можно поделить на устанавливаемые в централизованном и на устанавливаемые в децентрализованном порядке. А поскольку таможенное регулирование в нашей стране находится в исключительном ведении Российской Федерации, можно сделать вывод, что административные взыскания за нарушения таможенных правил следует относить к категории устанавливаемых в централизованном порядке. Иными словами, какое-либо нормотворчество в этой сфере (как впрочем и в таможенной сфере в целом) со стороны субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления здесь полностью исключено.

Под взысканием за нарушение таможенных правил понимается мера административной ответственности, применяемая к лицу, совершившему нарушение таможенных правил.

За совершение нарушений таможенных правил законодатель (ст. 242 ТК РФ) предусмотрел следующие виды взысканий:

  1. предупреждение;
  2. штраф;
  3. отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности в сфере таможенного дела;
  4. конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытие предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
  5. взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
  6. конфискацию транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Все эти виды взысканий тесно связаны между собой и составляют единую систему, поскольку все их объединяет одна общая цель: защита правопорядка в сфере таможенного дела, воздействие на лиц, совершивших нарушение таможенных правил, и предупреждение совершения новых таможенных правонарушений.

Взыскания за нарушение таможенных правил могут быть разовыми, единовременными (предупреждение, штраф, взыскание стоимости и конфискация) и длящимися, растянутыми во времени, когда лицо, на которое наложено взыскание, в течение определенного времени не имеет права заниматься определенного рода деятельностью (сюда относится отзыв лицензии или квалификационного аттестата).

Предупреждение — это наиболее мягкая мера взыскания, которая представляет собой вид морального воздействия на виновного в нарушении таможенных правил с целью предупреждения его от совершения нарушений таможенных правил в дальнейшем. Применяется, как правило, в случаях наименьшей степени общественной опасности совершенного нарушения таможенных правил и выносится в письменной форме.

В силу характера построения санкций в статьях Таможенного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за нарушение таможенных правил, взыскания за наруше-ния таможенных правил подразделяются на основные и дополнительные. Основное взыскание — это взыскание, применение которого к лицу, совершившему то или иное предусмотренное нормами Таможенного кодекса РФ противоправное деяние, является обязательным независимо ни от каких условий. А дополнительным является взыскание, которое хотя и предусмотрено санкцией той или иной статьи Таможенного кодекса РФ, но может либо применяться, либо не применяться в зависимости, например, от наличия или отсутствия в деле смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и прочих условий.

Анализ норм Таможенного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за нарушение таможенных правил, позволяет сделать вывод, что предупреждение как мера ответственности применяется в качестве основного вида взыскания.

Предупреждение, как и всякое другое административное взыскание, выносится в письменной форме. О наложении предупреждения должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, выносит соответствующее постановление. В соответствии со ст. 385 ТК РФ взыскание в виде предупреждения может быть наложено и на месте обнаружения правонарушения и оформлено в упрощенном порядке (без составления протокола о нарушении таможенных правил) в виде акта о наложении такого взыскания. И следовательно, устные предупреждения, когда должностные лица таможенных органов иногда адресуют физическим или должностным лицам, не могут рассматриваться в качестве взыскания.

Штраф — это денежное взыскание, налагаемое за нарушение таможенных правил в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Штраф является наиболее распространенным видом взыскания, предусмотренным за нарушения таможенных правил, что объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования как в качестве средства воздействия на материальные интересы правонарушителя и в качестве средства пополнения бюджета государства. Ведь как уже упоминалось ранее, одной из особенностей правоохранительной деятельности таможенных органов является ее в некотором роде фискальная направленность.

Таможенным кодексом РФ предусмотрено три вида штрафов за нарушение таможенных правил:

  1. Штраф, исчисляемый исходя из размера минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить — то на день обнаружения правонарушения.
  2. Штраф, исчисляемый в процентном отношении к стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, когда под стоимостью этих объектов понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.
  3. Штраф, исчисляемый в кратном размере к сумме неуплаченных таможенных платежей и иных выплат.

Исходя из этого, можно дать определение штрафа как вида административного взыскания за нарушение таможенных правил: штраф есть денежное взыскание, налагаемое за нарушение таможенных правил в случаях и пределах, предусмотренных таможенным кодексом РФ, выражающееся в величине, кратной размеру месячной оплаты труда, установленному законодательством России на день совершения или обнаружения правонарушения, либо величине, кратной свободной (рыночной) стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенного правонарушения, на день обнаружения такого правонарушения.

Штраф всегда применяется в качестве основного взыскания.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата является специфической мерой взыскания за нарушение таможенных правил, поскольку может применяться только к специфическим видам субъектов, деятельность которых в сфере таможенного дела регламентируется выдаваемыми им таможенными органами лицензиями (квалификационными аттестатами) и которые своими противоправными действиями (бездействием) нарушили условия осуществления такой деятельности. К ним относятся:

  • владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;
  • таможенные брокеры, таможенные перевозчики и специалисты по таможенному оформлению.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата как мера взыскания применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и только при условии совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Причем эта мера носит пресекательный характер, поскольку применяется с целью пресечения в дальнейшем противоправной деятельности лиц, которым выданы эти лицензии или квалификационные аттестаты.

Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил — это вид взыскания за нарушение таможенных правил, который состоит в принудительном безвозмездном обращении указанных товаров и транспортных средств в федеральную собственность.

Данный вид взыскания за нарушение таможенных правил может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного. Причем товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено ли это лицо или нет.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил — это вид взыскания, который представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного взыскания. Причем, забегая немного вперед, отметим (и это очень важно), что этот самостоятельный вид взыскания за нарушение таможенных правил следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой на стадии исполнения вынесенных по делам о нарушениях та-моженных правил постановлениях при невозможности в ряде случаев применения их конфискации как меры административного взыскания. Такая замена не является заменой меры взыскания, а является вынужденной мерой, возможность использования которой предусмотрена законодателем в ч. 3 ст. 380 ТК РФ с целью реального исполнения вынесенных по делам о нарушениях таможенных правил постановлений.

Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил — это, хотя и пре-дусмотренный всего одной статьей — статьей 276 ТК РФ, самостоятельный вид взыскания за нарушение таможенных правил, который, в отличие от уже рассмотренного выше вида конфискации, представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства транспортных средств, на которых перевозились непосредственные объекты нарушения таможенных правил, т. е. конфискацию предметов, выступающих в качестве сред-ства совершения правонарушения. Применяется такая конфискация только в качестве дополнительного взыскания.

Вообще, рассматривая вопрос о конфискации в качестве меры административного воздействия на нарушителей таможенных правил, следует коснуться и вопроса о законности применения такой меры, поскольку согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Этот вопрос не раз рассматривался на заседаниях Конституционного Суда РФ, который 20 мая 1997 г. признал законность применения такой меры взыскания и обосновал свое решение следующим образом.

Принятие таможенными органами решения о конфискации само по себе не является прекращением права собственности, а прекращается оно в результате реального исполнения такого решения. Товары и транспортные средства, т. е. имущество, в отношении которого вынесено постановление о конфискации, обращается в собственность государства лишь по истечении срока обжалования. Если лицо, в отношении которого вынесено такое постановление, не согласно с решением о конфискации, оно имеет возможность оспорить его правильность в суде. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления та-моженного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. А по смыслу ст. 378 ТК РФ в случае подачи жалобы постановление о конфискации имущества может быть исполнено не ранее принятия судом решения об отклонении жалобы и признания вынесенного постановления законным и обоснованным. Следовательно, только с момента вынесения судьей соответствующего решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности.

Исходя из этого Конституционный Суд РФ считает (а, следовательно, так оно и есть, поскольку решение Конституционного Суда РФ — это истина в последней инстанции), что вынесение таможенными органами постановлений о конфискации имущества в виде санкции за нарушение таможенных правил при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника не противоречит требованиям Конституции РФ.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com