Транспорт России
Навигация

Проверка системы учета и отчетности

--


Форма таможенного контроля, содержанием которой служит проверка соответствующих документов, отражающих операции с перемещаемыми либо перемещенными товарами. Не полемизируя относительно смысла упомянутых терминов, можно лишь отметить, что в данном контексте, для удобства последующей классификации, под перемещаемыми понимаются товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ либо заявленные таможенному органу для целей вывоза. Под перемещенными понимаются товары и транспортные средства, прошедшие таможенное оформление и помещенные под определенный таможенный режим. Таким образом, проверка системы учета и отчетности может быть разделена на несколько самостоятельных направлений.

1. Проверка системы учета и отчетности товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Все возможные действия с товарами и транспортными средствами, требующие своего отражения в соответствующих документах, могут производиться как в рамках предварительных операций, так и в процессе таможенного декларирования. Например, в п. 9 Положения о временном хранении определено, что товары и транспортные средства, находящиеся на складе временного хранения, подлежат обязательному учету. При этом в систему учета товаров и транспортных средств должны быть включены следующие обязательные формы документов:

  • книга учета;
  • таможенный документ учета.

И далее посредством проверки таможенным органом отмеченных документов учета и реализуется рассматриваемая форма таможенного контроля.

В других случаях проверка системы учета и отчетности связана с деятельностью таможенного брокера, который также обязан в соответствии с установленной системой вести учет операций, производимых им с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, либо товарами и транспортными средствами, режим которых изменяется. Например, в порядке п. 7 приказа ГТК России от 15 июня 1998 г. № 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" все операции таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств подлежат обязательному учету. В систему учета должны быть включены:

  • книга учета операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и оформленными таможенным брокером;
  • книга реестра заключенных договоров с представляемыми лицами.

После внесения таможенным брокером последней записи указанные книги передаются в таможенный орган на проверку. Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров должны быть предъявлены уполномоченным должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.

2. Другое проявление проверки системы учета и отчетности как формы контроля можно выделить по отношению к товарам и транспортным средствам, уже перемещенным через таможенную границу РФ. Причем здесь просматривается некоторое продолжение классификации рассматриваемой формы контроля.

Обычная или запланированная (периодически осуществляемая) проверка и проверка, проводимая при наличии оснований полагать об имеющих место фактах несоблюдения требований таможенного законодательства.

В первом случае речь идет о товарах, помещенных под такие таможенные режимы, которые предусматривают специальную систему их учета в продолжение всего периода нахождения в соответствующем режиме. Например, режим таможенного склада, где в п. 9 Положения о таможенных складах отмечается, что при помещении товаров на таможенный склад такие товары должны быть зарегистрированы владельцем склада в складских документах по форме, устанавливаемой таможней. Владелец таможенного склада обязан не реже одного раза в три месяца представлять в таможенный орган очередной отчет о хранящихся товарах и сроках их хранения.

Проверка системы учета и отчетности при наличии оснований полагать о существующих фактах несоблюдения норм таможенного законодательства, как правило, не имеет постоянного применения, так как зависит от фактов, наличие которых заранее предусмотреть невозможно. Кроме того, подлежащая проверке таможенным органом система учета и отчетности уже не определяется полностью таможенным законодательством, поскольку речь идет о документах бухгалтерского учета. Такая проверка в соответствии со ст. 186 ТК РФ имеет название проверки финансово-хозяйственной деятельности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности может проводиться на основании решения начальника таможни либо вышесто-ящего таможенного органа. Подконтрольными в данном случае лицами являются как лица, перемещающие через таможенную границу РФ товары и транспортные средства, так и иные лица, осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ (таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики и др.).

В последнее время проверке финансово-хозяйственной деятельности придается большое значение. Это проистекает как из уже зарекомендовавшей себя эффективности данной формы контроля, так и из содержания Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция), где с проверкой финансово-хозяйственной деятельности (таможенный аудит) связано упрощение прохождения таможенных формальностей в момент перемещения товара через границу и перенесение такой проверки на более поздний срок.

Вместе с тем, на наш взгляд, вызывает некоторые сомнения, практическая необходимость существования в ТК РФ ст. 186. Дело в том, что ст. 193 ТК РФ предусматривает те же основания производства контроля после выпуска товаров и транспортных средств, а также неограниченный комплекс возможных форм и способов производства таможенного контроля, и, кроме того, проверке могут подвергаться любые лица, прямо или косвенно имеющие отношение к импортно-экспортным операциям либо владеющие необходимой документацией (ч. 2 ст. 193 ТК РФ). Возможно, на первый взгляд, покажется, что существует некоторая значимость отдельных дозволений, предусмотренных ст. 186 ТК РФ для таможенных органов, в части, например, опечатывания помещений. Однако и тут не все так просто. Дело в том, что когда товар уже выпущен и находится в свободном обращении на территории РФ, ограничивать права собственности на него со стороны таможенного законодательства не представляется возможным. Исключение составляют лишь случаи выявления признаков нарушений таможенных правил в случаях, когда составлен протокол о таком нарушении и в порядке производства процессуальных действий товар (как вещественное доказательство) может быть изъят (ст. 337 ТК РФ) или арестован (ст. 340 ТК РФ). Таким образом, если в процессе таможенного контроля после выпуска товаров протокол о нарушении таможенных правил не составлялся, ни о каком ограничении прав на выпущенные товары речи быть не может. Поэтому опечатывать помещения, конечно, можно, но при условии, что это не повлечет ограничений прав собственности на товары.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2018 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com