Транспорт России
Навигация

Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю

--


В ст.191 ТК РФ закреплён принцип сплошного таможенного контроля: "Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом".

Таким образом, предметом таможенного контроля может быть любой вид товаров и транспортных средств (кроме тех, что выводятся законодательством из числа предметов, подлежащих таможенному контролю), перемещаемый через российскую таможенную границу.

Товары - это любое движимое имущество. Под товарами понимается и валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, газ и т.д.

Средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование, являются предметом таможенного контроля в качестве транспортных средств (п. 4 ст. 18 ТК). Транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в иных целях, подлежат таможенному контролю в качестве товаров.

На таможенные органы возлагается обязанность организовать контроль за всеми видами товаров, следующих через таможенную границу. Специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обусловливает существенные особенности в организации самого таможенного контроля. Так, контролируя перемещение через таможенную границу валюты и валютных ценностей, таможенные органы, наряду с другими органами (налоговыми инспекциями, банками и иными кредитными учреждениями и т.д.), участвуют в сложном процессе валютного контроля.

Многочисленные "технические" особенности присущи процедуре таможенного контроля за такими важными статьями российского экспорта, как нефть, газ и различные нефтепродукты. Механизм таможенного контроля в этом случае должен учитывать не только особенности самого товара (предмета контроля), но и способа его транспортировки.

Так, контроль объемов нефти, нефтепродуктов и газа, экспортируемого трубопроводным транспортом, в настоящее время осуществляется, как правило, только документально. Предполагается использовать в целях таможенного контроля специальные датчики, устанавливаемые стационарно на транспортирующие трубопроводы, с помощью которых можно дистанционно измерять объемы проходящего в единицу времени топлива. По соображениям обеспечения высокой надежности и безопасности их установка предпочтительна в специально выделенных закрытых и охраняемых помещениях (возможно, даже на предприятиях-производителях). Результаты таких измерений автоматически записываются в компьютерную систему, связанную каналами передачи данных с таможенным органом.

В случае перемещения нефти, нефтепродуктов и газа в отдельных емкостях (цистернах, танках и т.п.) в целях таможенного контроля используются переносные контрольно-измерительные приборы, основанные на методе ультразвукового или радиолокационного зондирования (локации). Эти приборы позволяют в оперативных условиях вычислять параметры контролируемых емкостей и измерять уровень их заполнения.

Использование технических средств таможенного контроля позволяет предотвращать случаи умышленного занижения таможенных платежей путем неверного определения позиции товара в таможенной номенклатуре. Так, в практике работы таможни в последнее время имеют место попытки перемещения через российскую таможенную границу высококачественной нефти под видом нефтяных смывок (нефть с водой)06. Для борьбы с подобной противоправной практикой используются средства отбора проб и проведения экспресс-анализа.

Что касается электрической энергии, то таможенный контроль за ее экспортными поставками пока осуществляется преимущественно по документам. В перспективе предусматривается возможность проведения контрольных таможенных измерений на "товарных" электролиниях с помощью технических средств, монтируемых в пунктах ее распределения.

Осуществление мероприятий по таможенному контролю за отдельными видами товаров предполагает строгое соблюдение таможенными служащими правил техники безопасности (пожарной безопасности). Так, при взятии пробы нефти или нефтепродукта пробоотборщик отбирает обязательно в присутствии наблюдателя (дублера). Пробоотборщик должен стоять спиной к ветру, оберегая себя от паров нефти или нефтепродукта. В ряде случаев работы в целях таможенного контроля должны проводиться в противогазе, специальной одежде и обуви и т.д.

Законом (международным договором) могут быть предусмотрены конкретные случаи выведения отдельных видов товаров и транспортных средств из сферы действия таможенного контроля (личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи, дипломатическая почта и т.д.). Следует отметить, что чаще всего подобные исключения касаются освобождения не от всех форм таможенного контроля, а прежде всего - от досмотра товаров и транспортных средств. Так, ч. 4 ст. 188 ТК, предусматривающая освобождение от таможенного досмотра иностранных военных кораблей, боевых и военно-транспортных воздушных судов и военной техники, следующей своим ходом, не означает обязательного освобождения перечисленных видов военной техники от других форм таможенного контроля, закрепленных в ст. 180 ТК (например, проверки документов и сведений, необходимых для таможенного контроля).

Таможенное законодательство знает случаи обусловленного освобождения от отдельных форм таможенного контроля. Личный багаж члена Правительства РФ освобождается от таможенного досмотра только в том случае, если член Правительства направляется в служебную командировку. При следовании на отдых его багаж не подлежит обязательному освобождению от таможенного досмотра.

В ч. 2 комментируемой статьи таможенные органы при осуществлении таможенного контроля наделяются правом принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие российскую таможенную территорию без разрешения таможенных органов. Это правило не распространяется на иностранные суда и суда, находящиеся на территории иностранного государства. Такое исключение обусловлено соображениями государственного суверенитета.

Юридической гарантией права таможенного органа, закрепленного в ч. 2 ст. 191, являются ст.ст. 423-427 ТК, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов в указанных целях могут применять физическую силу, различные специальные средства (слезоточивые вещества, шипы и другие средства для принудительной остановки транспорта) и огнестрельное оружие. В состоянии крайней необходимости должностное лицо таможенного органа вправе, помимо перечисленных средств принуждения, применять любые подручные средства (ч. 3 ст. 425 ТК).

Применение физической силы, спецсредств и оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную российским законодательством.

Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа остановиться, могут быть применены специальные средства (ст. 425), а в соответствии со ст. 427 и огнестрельное оружие "для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью таможенных органов Российской Федерации и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться".


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2018 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com