Транспорт России
Навигация

Обеспечение уплаты таможенных платежей

--


Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

По своей юридической природе залог является гражданско-правовой категорией и определяется как правоотношение, в силу которого залогодержатель (в данном случае это таможенный орган) вправе при неисполнении залогодателем обеспеченного залогом обязательства (в данном случае - обязательства доставить товары и транспортные средства в определенное таможенным органом место) получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Банковская гарантия, предусматривает, что банк, иное кредитное учреждение или страховая компания (гарант) дают по просьбе заинтересованного лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару, каковым в данном случае является таможенный орган) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства (т. е. в случае недоставки находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в определенном таможенным органом место) определенную денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа — форма обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся к уплате денежных сумм на депозит таможенного органа, применяемая обычно к подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган (из таможни отправления на границе в таможню назначения внутри страны) автомобильным транспортом (в том числе и в случаях перегрузки таких товаров с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомобильный), а также к перемещаемым по территории России товарам в соответствии с таможенным режимом транзита.

Товары, перевозимые под таможенным контролем, должны быть идентифицированы таможенным органом. Идентификация производится для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых под таможенным контролем, или их замены.

В случае невыполнения указанных выше условий доставка товаров под таможенным контролем не производится. При этом товары, ввозимые в нашу страну в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, могут быть помещены под этот режим в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию России.

Таможенное оформление товаров, ввозимых в Россию, производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию России, лишь в случае, когда лицо, перемещающее товары, находится в регионе деятельности таможни, которой подчинен указанный таможенный орган.

Для контроля за доставкой товаров в определенное таможенным органом место используется специальный документ — документ контроля доставки (сокращенно ДКД). Такой документ заполняется любым заинтересованным в этом лицом на каждую партию товаров. Допускается заполнение ДКД должностными лицами таможенных органов. Форма ДКД и порядок его заполнения регламентирован Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. № 304.

Местами доставки товаров ввозимых товаров являются склады временного хранения, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пропуска на границе в регионе деятельности таможенного органа назначения. А при вывозе товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады местами доставки являются склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Доставка товаров и транспортных средств в другие места не допускается, если иное специально не установлено нормами таможенного законодательства.

Таким образом, сущность процедуры доставки под таможенным контролем заключается в осуществлении доставки товаров, транспортных средств и документов на них с применением соответствующим образом оформленного таможенного сопроводительного документа — документа контроля доставки товаров. Само название этого документа отражает его основное назначение: обеспечить контроль за доставкой от таможни отправления до таможни назначения посредством вовлечения в этой процесс декларанта, т. е. заявителя перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и перевозчика, а также распределения между ними ответственности перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей.

В качестве ДКД таможенными органами также используются книжки МДП (международный дорожный паспорт), оформленные в соответствии с Таможенной конвенцией 1975 г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, а также дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации, предусмотренные Соглашением государств-участников СНГ об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах от 8 июня 1994 г..

Согласно требованиям ст. 140 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспорти-ровки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки. Доставка товаров должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом. Сроки доставки устанавливаются таможенным органом исходя из возможностей транспортного средства, но не более чем 2000 км в месяц.

Представление товаров и транспортных средств таможенному органу в месте доставки выражается в уведомлении об их прибытии не позднее 30 минут после их прибытия, а случае прибытия товаров и транспортных средств вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 минут после наступления времени начала работы этого органа, т. е. — на следующий день. Товары и транспортные средства, прибывшие в место доставки вне времени работы таможенного органа и соответствующего склада, должны быть размещены в зоне таможенного контроля. Таможенный орган назначения доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств, вручения документов на них и фактического предъявления представленных товаров и транспортных средств.

Одновременно с представлением товаров и транспортных средств либо (с разрешения таможенного органа) — не позднее следующего рабочего дня после представления товаров и транспортных средств таможенному органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы на них (накладные, счета-фак-туры и др.), в том числе и составленные на иностранных языках, которыми владеют сотрудники таможни. Ответственность за вручение таких документов несет перевозчик. Непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них рассмат-ривается как нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 253 ТК РФ.

Исполнение перевозчиками обязательства по доставке товаров в таможни назначения контролируется таможнями отправления. В случае неподтверждения таможней назначения в течение 10 дней после истечения установленного срока перевозки товаров под таможенным контролем таможня отправления направляет в таможню назначения копию ДКД с отметкой об отсутствии подтверждения о доставке, гарантийного обязательства и других документов.

Таможня назначения после проверки полученных документов и подтверждения факта недоставки может взыскать подлежащие уплате таможенные платежи с получателя товаров и завести дело о нарушении таможенных правил в отношении перевозчика по ст. 254 ТК РФ (выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них). Причем нарушение сроков доставки также рассматривается как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 254 ТК РФ.

К предварительным операциям, помимо доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем, относятся также и операции по их временному хранению.

Временное хранение - это хранение товаров и транспортных средств, осуществляемое под таможенным контролем в специально выделенных для этого и обустроенных надлежащим образом помещениях или иных местах, именуемых складами временного хранения, с момента представления товаров и транспортных средств таможенному органу и до их выпуска или предоставления в распоряжение лицу (их владельцу) в соответствии с избранным таможенным режимом. Институту временного хранения посвящена отдельная глава ТК РФ — глава 23.

Товары и транспортные средства приобретают статус находящихся на временном хранении с момента их представления таможенному органу. Временное хранение товаров и транспортных средств осуществляется на складах временного хранения.

Склад временного хранения — это специально выделенное и оборудованное помещение или открытая площадка, предназначенные для хранения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Склад временного хранения и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля.

Учредителями складов временного хранения могут быть либо таможенные органы, либо российские лица(ст. 146 ТК РФ). На учреждение склада временного хранения требуется наличие специальной лицензии, выдаваемой таможенными органами, за исключением случаев, когда такие склады учреждаются самими таможенными органами.

С согласия таможенных органов склады временного хранения могут создаваться в любых пригодных для этого местах. В то же время, в ряде мест, а именно: в аэропортах и морских портах, открытых для международного сообщения, на аэродромах, на грузовых дворах, контейнерных и иных площадках железнодорожных станций, где осуществляется прием, погрузка, выгрузка и выдача перемещаемых через таможенную границу товаров, в авто-мобильных пунктах пропуска через границу, наличие складов временного хранения является обязательным.

При создании складов временного хранения их владельцами должны указываться цели, ради которых эти склады создаются;

  • для хранения собственных товаров и транспортных средств;
  • для хранения товаров и транспортных средств их перевозчиком;
  • для хранения товаров и транспортных средств ограниченного круга лиц, перечень которых прилагается;
  • для хранения товаров и транспортных средств неограниченного круга лиц;
  • для хранения отдельных видов товаров.

Учреждение складов временного хранения с иными целями возможно только с разрешения регионального таможенного управления, в регионе деятельности которого такой склад создается.

Исходя из целей создания, склады временного хранения подразделяются на склады открытого типа, предназначенные для хранения товаров любых лиц, и склады временного хранения закрытого типа, предназначенные для хранения товаров строго определенного круга лиц (например, товаров, приобретаемых для нужд федеральных органов исполнительной власти). Причем склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами, могут быть только складами открытого типа.

В ряде случаев предъявленные к таможенному оформлению товары с разрешения начальника таможенного органа могут помещаться не на склады временного хранения, а в другие специально оборудованные для их хранения места. Это касается, прежде всего, скоропортящихся товаров и товаров, транспортировка и хранение которых требуют соблюдения определенных условий (температура, влажность и т. п.). Сюда входят фрукты, овощи, мясо-продукты, молочные продукты, рыбопродукты и растения. Такой же порядок временного хранения распространяется и на ряд других товаров, например, крупногабаритных, негабаритных, наливных и т. п. При этом такие товары должны рассматриваться, как находящиеся на складе временного хранения.

Деятельность складов временного хранения является лицензируемым видом деятельности. В качестве лицензирующего органа выступает таможня, в зоне деятельности которой планируется создание склада временного хранения.

Лицензия на учреждение склада временного хранения выдается на одно или несколько помещений (открытых площадок) лицу, во владении которого находятся данные помещения, при условии местонахождения их в зоне деятельности одной таможни. Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии на учреждение склада временного хранения, является заявление, подаваемое лицом в таможню, в зоне деятельности которой расположены помещения, и оплата сбора за выдачу лицензии в размере 800-кратного установленного законом размера ми-нимальной месячной оплаты труда.

Заявление должно содержать исчерпывающие данные о владельце помещений (от наименования юридического лица до банковских реквизитов), банках, в которых открыты счета заявителя и помещениях, предназначенных для склада.

К заявлению в обязательном порядке должны быть приложены: копии учредительных и регистрационных документов; планы территории, планы и чертежи помещений, предназначенных для склада; документы, подтверждающие право владения помещениями; список работников, имеющих право доступа на склад (для складов, учрежденных на территории морских и речных портов — список лиц, материально ответственных за товары, находящиеся на территории порта); документы, подтверждающие оплату сбора за выдачу лицензии.

Практика работы, в частности, таможен Южного таможенного управления показала, что обязанности приема документов и выдачи лицензии целесообразнее возложить на одно структурное подразделение таможни, сотрудники которого не принимают участия в процессе таможенного оформления. Это позволяет избежать ошибок, которые впоследствии могут привести к аннулированию лицензии.

Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии не должен превышать 30 дней, а в случае запроса дополнительных сведений — двух месяцев.

При соблюдении перечисленных условий и поступлении денежных средств, заявителю выдается лицензия на учреждение склада временного хранения.

Срок действия лицензии составляет 3 года. До истечения указанного срока склад может быть ликвидирован. Ликвидация склада до истечения срока действия лицензии осуществляется в случаях аннулирования и отзыва лицензии или по желанию владельца.

Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана на основании установленного порядка или была выдана на основе неполных или недостоверных сведений. Лицензия отзывается, если владелец склада временного хранения не соблюдает требований Таможенного кодекса РФ и не выполняет своих обязанностей.

Лицензия на учреждение склада временного хранения не подлежит передаче другому лицу.

В выдаче лицензии может быть отказано в случаях, если обустройство помещений, предназначенных для склада, не соответствует предъявляемым требованиям, если таможня не может в полной мере осуществлять таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, предполагаемыми для хранения на складе, а также в иных случаях, когда имеются достаточные основания для отказа.

Практика работы показала, что помещение товаров на склады временного хранения удобнее производить на основании единого документа, в котором отражались бы следующие сведения:

  • страна отправления, либо страна получения;
  • наименование и адрес российского отправителя, либо получателя товара;
  • сведения о перевозчике;
  • сведения о транспортном средстве;
  • номер транспортных документов;
  • наименование, количество мест и вес брутто товаров;
  • сведения о средствах идентификации.

Таким документом является краткая декларация, в которую заносятся все основные сведения о товаре, позволяющие учитывать и идентифицировать его на стадии временного хранения. После принятия краткой декларации, она регистрируется в специальном журнале с присвоением ей номера. В соответствии с Письмом ГТК России от 29 апреля 1996 г. N 01-15/7732 «О предоставлении товаров и транспортных средств в месте доставки» уведомление о доставке товаров и краткая декларация принимаются только при нахождении транспортного средства с товаром в зоне таможенного контроля (т. е. на территории склада временного хранения). При фактическом помещении товаров на склад, сотрудник таможенного органа проставляет на краткой декларации штамп, которым перевозчик удостоверяет передачу, а владелец склада — принятие на хранение товара. Факт передачи заверяется личной номерной печатью сотрудника таможни. Поступившие товары регистрируются в книге учета склада временного хранения.

Срок временного хранения товаров, в зависимости от их категорий, устанавливается таможенным органом исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации. При этом необходимо учитывать положения ст. 171 Таможенного кодекса, определяющей максималь-ный срок подачи таможенной декларации в 15 дней. Но в отдельных случаях, при решении спорных вопросов, например таких как определение кода товара по Товарной номенклатуре или страны происхождения, когда необходимо привлечение экспертных учреждений, указанный срок может быть продлен. Для этих случаев в ст. 155 Таможенного кодекса РФ установлен предельный срок временного хранения — два месяца.

Для товаров, запрещенных к ввозу или вывозу из РФ, предельный срок хранения составляет трое суток. Для товаров, являющихся вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил, а так же для товаров, необоснованно изъятых или принятых в качестве залога, а так же имущества, на которое необоснованно был наложен арест, предельный срок хранения - шесть месяцев со дня направления соответствующего уведомления владельцу товара.

После выпуска товаров, либо при передаче его лицу в соответствии с заявленным таможенным режимом, товар может находиться на складе не более 3-х суток.

В процессе временного хранения товары с разрешения таможенного органа могут осматриваться и измеряться, подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их со-хранности, перемещаться в пределах склада. Кроме того, в этот период могут браться образцы и пробы товаров.

Во время нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения, ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец склада. Допускается солидарная ответственность с лицом, поместившим товар, если это предусмотрено договором на хранение.

При выдаче товара со склада временного хранения, сотрудник таможенного органа проставляет на краткой декларации штамп, по которому владелец склада удостоверяет передачу, а получатель — принятие товара. Факт передачи заверяется личной номерной печатью сотрудника таможни.

Временное хранение как стадия может не применяться, если товар оформлен в течение суток.

Учреждение складов временного хранения таможенными органами имеет ряд особенностей.

  1. Лицензии на учреждение такого склада не требуется.
  2. Такой склад является структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся помещения, предназначенные для склада.
  3. Заведующих склада, его заместители, а также работники склада, занимающие материально ответственные должности на таком складе, являются должностными лицами таможенного органа.
  4. Учреждаемые таможенными органами склады временного хранения, как мы уже отмечали, могут быть только складами открытого типа.
  5. Требования к обустройству такого склада определяет таможня, они не являются общими, оговоренными разделом 4 утвержденного ГТК России Положения о складах временного хранения.
  6. Склад временного хранения, учреждаемый таможенными органами, может использоваться для хранения любых товаров и транспортных средств, в том числе — и не перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Срок хранения таких товаров определяется исходя из целей их помещения на склад.
  7. Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на такой склад, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся их собственником или владельцем.
  8. Хранение товаров и транспортных средств на таких складах осуществляется на возмездной основе. Размер сборов за хранение устанавливается ГТК России.
  9. Таможенный орган, являющийся владельцем склада временного хранения, ведет учет товаров и транспортных средств, принимаемых и находящихся на хранении.
  10. Регламент работы и использования склада утверждается начальником таможни и предоставляется для общедоступного ознакомления.

Наряду с предварительными операциями, предшествующими основному таможенному оформлению, выделяется и такое направление деятельности таможенных органов, как принятие ими предварительных решений. Принятие таможенными органами таких решении направлено на обеспечение надлежащего применения и исполнения норм таможенного законодательства в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Предварительные решения прежде всего направлены на защиту экономических интересов России, на предотвращение неправомерных действий в сфере таможенного дела и распространяются на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), на определение страны происхождения товаров, таможенной стоимости, размеров таможенных платежей и на другие вопросы применения нормативно-правовых актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. Принятие предварительных решений относительно классификации товаров, страны их происхождения, размеров таможенных платежей отнесено, прежде всего, к компетенции ГТК России и региональных таможенных управлений. В ряде случаев, определяемых ГТК России, предварительные решения могут приниматься также и отдельными таможнями. Например, к компетенции таможни отнесено принятие предваритель-ного решения о возможности помещения товаров под тот или иной таможенный режим (в Таганрогской таможне, в частности, совсем недавно введены даже Технологические схемы, определяющие порядок принятия предварительных решений о возможности помещения товаров под таможенные режимы реимпорта, переработки вне таможенной территории и др.).


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com