Транспорт России
Навигация

Обеспечение уплаты таможенных платежей

--


Важной предпосылкой для соблюдения требований таможенного законодательства относительно условий использования таможенных режимов, иных требований таможенного законодательства, а также для успешной собираемости таможенных платежей таможенными органами, является эффективно действующая система их уплаты. В соответствии со ст. 122 ТК РФ в нее включены специальные меры имущественного характера, а именно три формы обеспечения уплаты таможенных платежей: залог товаров и транспортных средств, гарантия третьего лица (гарантия банка, договор поручительства), а также внесение на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

Залог товаров и транспортных средств по своей юридической природе является гражданско-правовой категорией и определяется как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, имея при этом преимущество перед другими кредиторами.

В развитие ст. 122 ТК РФ, закрепившей место залога в системе обеспечения уплаты таможенных платежей, приказом ГТК России от 22 февраля 1994 г. было утверждено Положение об использовании залога таможенными органами РФ. В настоящий момент это положение действует в части, не противоречащей новому ГК РФ, устанавливающему правовые основы регулирования отношений, связанных с залогом,

Залог может использоваться в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей: 1) при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей; 2) при использовании некоторых таможенных режимов - транзита, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории (при освобождении от таможенных пошлин и возврате налогов) (ч. 2 ст. 93 ТК РФ) и реэкспорта (при неприменении ввозных таможенных пошлин и налогов) (ч. 1 ст. 101 ТК РФ), в случаях, когда соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иными мерами.

Предмет залога, обеспечивающего уплату таможенных платежей, определяется в ТК РФ в общем виде как товары и транспортные средства (ст. 122 ТК РФ), причем в качестве предмета залога таможенные органы принимают преимущественно товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ .

Развернутая характеристика предмета залога содержится в Положении об использовании залога таможенными органами, в соответствии с которым предметом залога могут быть товары, в том числе валюта, валютные ценности, ценные бумаги, а также автотранспортные средства.

Кроме того, в Положении приводится подробный перечень товаров, которые не могут быть предметом залога. Таможенными органами не принимаются в качестве предмета залога:

  • электрическую, тепловую и иные виды энергии;
  • предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты;
  • имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства, либо имущество, обремененное иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;
  • имущественные права;
  • товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РФ и вывозу из РФ;
  • имущество, находящееся за пределами РФ;
  • товары и транспортные средства, возможности реализации которых таможенными органами ограничены;
  • товары и транспортные средства в обороте и переработке, за исключением товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки;
  • скоропортящиеся товары;
  • предметы, постоянный контроль за местонахождением и использованием которых конкретный таможенный орган не может обеспечить;
  • продукция и отходы производства, свободная реализация которых запрещена в соответствии с Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) (военная техника, яды, наркотические вещества, рентгеновское оборудование и др.).

Принятие в качестве предмета залога гражданских воздушных, морских и речных судов, подвижного состава железных дорог допускается в исключительных случаях, когда отсутствуют иные возможности обеспечения выпол­нения обязательств перед таможенными органами, и только по согласованию с ГТК России. Перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства, подлежащие сертификации или контролю других го­сударственных органов, могут быть предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологиче­ского и других видов государственного контроля. Предметом залога не могут быть требования, носящие личный характер, иные требования, залог кото­рых запрещен законом, а также имущество, которое не может быть отчужде­но залогодателем (в частности, имущество, находящееся в общей собственно­сти, - без согласия всех собственников и т.п.).

Товары и транспортные средства могут служить предметом залога, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате:

  • таможенной пошлины и иных налогов (НДС, акцизов), взимание которых возложено на таможенные органы;
  • таможенных сборов за таможенное оформление;
  • максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) таможенное сопровождение товаров;
  • процентов с указанных сумм по учетной ставке ЦБ РФ;
  • 15% стоимости товаров и транспортных средств, используемых на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.

Заложенные товары и транспортные средства обычно остаются у залого­дателя. В этом случае залогодатель обязан страховать за свой счет принятые в залог товары или транспортные средства на полную их стоимость, а также принимать меры, необходимые для сохранения предмета залога, и не распо­ряжаться им без согласия таможенного органа.

При наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц тамо­женного органа, производящих таможенное оформление, не дают достаточной гарантии уплаты таможенных платежей, таможенный орган может принять ре­шение об оставлении предмета залога у себя (закладе). Заклад допускается только в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу. В этом случае предмет заклада помещается или остается на складе временного хранения, учрежденного таможенным ор­ганом, либо на складе таможенного органа. При невозможности помещения на указанные склады заложенное имущество остается у залогодателя под замком, пломбой и печатью таможенного органа (твердый залог).

Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного, третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса. Если залогодатель нарушает свои обязательства, а также если есть реальная угроза утраты, недостачи или повреждения предмета залога не по вине таможенного органа, то таможенный орган вправе обратить взыскание на предмет залога до наступления срока исполнения обеспеченного залогом обязательства.

Предмет залога, на который обращается взыскание, реализуют по рыноч­ной цене на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые организации и предприятия. Вырученная от реализации предмета залога сум­ма, превышающая размер обеспеченного этим залогом обязательства перед таможенными органами, возвращается залогодателю в размере превышения. А если эта сумма не покрывает расходов таможенных органов, недостающая часть взыскивается с лица, ответственного за уплату таможенных платежей.

Под гарантией третьего лица законодатель понимает гарантию банка и иного кредитного учреждения, а также лица, не являющегося банковским или кредитным учреждением.

Определение банковской гарантии содержится в гражданском законода­тельстве. Ст. 368 ГК РФ предусматривает, что «в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате».

Применительно ст. 122 ТК РФ принципалом является плательщик тамо­женных платежей, бенефициаром - таможенный орган. Круг гарантов ограни­чивается банками и иными кредитными учреждениями. ТК РФ устанавливает, что в целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут приниматься га­рантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте (ст. 122 ТК РФ).

В целях реализации положений ТК РФ приказом ГТК России от 19 сен­тября 1995 г. были утверждены Правила ведения Реестра банков и иных кре­дитных учреждений, которые могут выступать в качестве гаранта перед тамо­женными органами, в соответствии с которыми с 1 января 1995 г. ГТК России ведет Реестр этих учреждений, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами при обеспечении уплаты таможенных плате­жей, взыскания штрафа и стоимости товаров и транспортных средств в слу­чае нарушения таможенных правил, а также соблюдения требований тамо­женного законодательства РФ.

За включение банка и иного кредитного учреждения в Реестр банков взи­мается сбор в размере 500-кратного установленного законом размера мини­мальной месячной оплаты труда. Указанный сбор может уплачиваться по же­ланию плательщика либо в валюте Российской Федерации, либо в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. Пересчет иност­ранной валюты производится по курсу ЦБ РФ на дату уплаты.

Таможенный орган ведет учет гарантий банков. При неуплате необходи­мых денежных средств либо невыполнении иных требований таможенного законодательства лицом, надлежащее исполнение обязательств которым пе­ред таможенными органами обеспечивает банковская гарантия, банк обязан уплатить причитающуюся сумму за счет собственных средств в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования таможенного органа. За нарушение обязательств по своей гарантии банк уплачивает пеню за каждый день просрочки в размере 0,3 % недоимки. Исключение банка из Реестра не прекращает действия банковских гарантий, принятых таможенными органа­ми, и не снимает ответственности банка по исполнению им обязательств, ус­тановленных этими банковскими гарантиями.

В таможенный орган гарантию банка представляют вместе с заявлением плательщика о предоставлении ему отсрочки или рассрочки уплаты таможен­ных платежей до подачи или одновременно с подачей таможенной деклара­ции. Суммы, указанной в гарантии, должно быть достаточно для уплаты, как самих таможенных платежей, так и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку.

Приказом ГТК России от 11 января 1996 г. утверждено Временное положение об использовании таможенными органами банковских гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем , применяемое в отношении банковской гарантии, выданной по просьбе перевозчика (прин­ципала) для представления таможне (бенефициару) в качестве обеспечения выполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами при транзите и доставке товаров под таможенным контролем.

Принятие банковской гарантии заключается в ее регистрации таможней и выдаче одного или нескольких гарантийных сертификатов в зависимости от суммы банковской гарантии, предполагаемого числа перевозок и числа транспортных средств.

Таможня принимает банковские гарантии при условии, что по данной банковской гарантии таможня может выдавать перевозчику гарантийные сертификаты в пределах обязательств гаранта, и выдача гарантийных серти­фикатов не нуждается в каком-либо разрешении или ином волеизъявлении гаранта.

Гарантийный сертификат выдается на каждую (одну) перевозку това­ров на каждом (одном) транспортном средстве. Как правило, гарантийный сертификат выдается на минимальную сумму банковской гарантии. Сумма банковской гарантии не должна быть меньше следующих минимальных величин:

  • 5000 долл. США - при одной перевозке товаров на одной единице железнодорожного подвижного состава;
  • 10000 долл. США - при одной перевозке товаров на одном автотранспортном средстве;
  • 30000 долл. США - при одной перевозке товаров на одном воздушном транспортном средстве;
  • 50000 долл. США - при одной перевозке товаров на одном речном или морском судне.

Таможни могут принимать банковские гарантии, выданные для обеспече­ния выполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами при одной или нескольких перевозках товаров на одном или нескольких транспортных средствах. При нескольких перевозках товаров или перевозке тораров на нескольких транспортных средствах указанные суммы умножают­ся на число перевозок и транспортных средств.

При перевозке товаров в небольших количествах или при незначительном уровне таможенного обложения по решению начальника таможни или лица его заменяющего могут выдаваться гарантийные сертификаты на сумму мень­ше вышесказанных минимальных сумм, но не менее 1000 долл. США в отно­шении товаров, перевозимых на одном транспортном средстве любого вида.

Срок действия гарантийного сертификата определяется сроком действия банковской гарантии, т.е. сроком, в течение которого таможенные органы могут требовать от гаранта уплаты денежных сумм в случае неисполнения пе­ревозчиком своих обязательств перед таможенными органами при транзите или доставке товаров под таможенным контролем. Гарантийные сертификаты могут быть использованы для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке и транзите товаров и транспортных средств при условии, что срок действия банковской гарантии, на основании которой выданы эти га­рантийные сертификаты, не менее чем на один месяц превышает срок, пред­полагаемого окончания перевозки товаров и транспортных средств при их доставке и транзите.

В случае непредставления документов, подтверждающих доставку това­ров, либо несдачи неиспользованных гарантийных сертификатов до или в момент истечения срока исполнения обязательства, обеспеченного гаранти­ей, таможня, зарегистрировавшая банковскую гарантию, не позднее 10 дней со дня истечения указанного срока, выставляет гаранту требование об упла­те причитающихся денежных сумм.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение гарантом обязательств, обеспеченных гарантией, не освобождает перевозчика от уплаты таможен­ных платежей. В свою очередь уплата гарантом денежных сумм не освобож­дает перевозчика от ответственности за нарушение таможенных правил, а также от уплаты таможенных платежей в части, превышающей соответству­ющую сумму банковской гарантии или сумму выставленного требования.

Если в течение года с момента уплаты денежных сумм по банковской га­рантии таможня, выставившая требование, установит, что перевозчик выполнил обязательства, обеспеченные гарантией, уплаченные суммы возвращают гаранту.

Банковская гарантия может использоваться и для обеспечения уплаты таможенных платежей по подакцизным товарам. В этих случаях надо руководствоваться письмом ГТК России от 31 января 2000 г. «О методике работы с банковскими гарантиями, выданными для обеспечения исполнения обяза­тельств импортерами в отношении товаров, подлежащих маркировке марка­ми акцизного сбора».

Мерой обеспечения уплаты таможенных платежей, помимо банковской гарантии, в соответствии с таможенным законодательством, является также гарантия третьего лица, не являющегося банковским и кредитным учрежде­нием. Приказом ГТК России от 14 мая 1996 г. «Об использовании таможен­ными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем» было утверждено Временное положение об ис­пользовании таможенными органами договоров поручительства при транзи­те и доставке товаров под таможенным контролем . В соответствии с этим актом таможенные органы могут заключать договор поручительства, который должен соответствовать ГК РФ, и при условии, что основным обязательст­вом, обеспеченным договором поручительства, является обязательство пере­возчика доставить товары и документы на них в установленные сроки из та­моженного органа отправления в таможенный орган назначения, исполнять надлежащим образом все правила, установленные нормативными актами ГТК России в отношении таможенного режима транзита или доставки това­ров под таможенным контролем. В качестве кредитора при этом может выступать таможня, поручителем может являться владелец склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада.

Таможня заключает договоры при условии, если владелец склада, желаю­щий выступать в качестве поручителя, обладает денежными средствами или иным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или хозяй­ственного ведения, величина которых (стоимость которого) достаточна для обеспечения выполнения требований таможенных органов при неисполне­нии или при ненадлежащем исполнении перевозчиком основного обязатель­ства. Для определения стоимости имущества, находящегося в хозяйственном ведении, должно учитываться только движимое имущество.

Достаточность денежных средств и стоимости имущества лица, желающе­го выступить в качестве поручителя, должна определяться исходя из суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, которые подлежали бы уп­лате, если бы перевозчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил основное обязательство.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении перевозчиком обеспеченного договором обязательства поручитель и перевозчик отвечают перед таможенными органами солидарно. При этом: таможня, не получившая пол­ного удовлетворения от поручителя, имеет право требовать недополученное от перевозчика; таможня, не получившая полного удовлетворения от пере­возчика, имеет право требовать недополученное от поручителя; перевозчик остается обязанным до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью, поручитель остается обязанным до прекращения поручительства. Уплачен­ные суммы возвращаются поручителю, если в течение одного года с момента уплаты таможня, выставившая требование, установит, что перевозчик испол­нил свои обязательства перед таможенными органами.

Договор поручительства может использоваться для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке или транзите товаров и транспортных средств при условии, что его действие завершается не ранее, чем спустя шесть месяцев после предполагаемого окончания перевозки товаров и транс­портных средств при их доставке и транзите.

Внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа осуще­ствляется в соответствии с нормами ТК РФ и принятыми в их развитие под­законными актами.

Для обеспечения уплаты таможенных платежей на депозит таможенного органа, предоставляющего отсрочку или рассрочку, вносят денежные средст­ва исходя из суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также суммы процентов с них за предоставленную отсрочку или рассрочку.

Вносить средства на депозит таможенного органа могут как лица, ответ­ственные за уплату таможенных платежей (перевозчик, таможенный пере­возчик, владелец склада временного хранения, декларант и др.), так и лица, не несущие такой ответственности, при наличии в последнем случае пись­менного заявления от вносящего денежные суммы лица о намерении обеспечить уплату таможенных платежей и процентов за ответственное лицо. При неуплате таможенных платежей в установленный срок, когда внесенные на депозит таможенного органа средства обращаются в доход государства, лицо, внесшее денежные суммы на депозит, вправе обратиться к лицу, ответствен­ному за уплату таможенных платежей, с требованием о возмещении убытков и вреда.

За время хранения указанных сумм на депозите их не индексируют и не начисляют на них проценты.

Внесенные на депозит денежные суммы могут быть возвращены только после уплаты всех начисленных по ГТД таможенных платежей и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку платежа.

Приказом ГТК России от 22 декабря 1993 г. «Об обеспечении уплаты тамо­женных платежей в отношении подакцизных товаров» (с дальнейшими изме­нениями) были утверждены Временные правила обеспечения уплаты тамо­женных платежей в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа. Эти правила применяются к подакцизным товарам, до­ставляемым во внутренний таможенный орган (т.е. таможенный орган, в реги­оне деятельности которого находиться получатель товара либо его структурное подразделение, и проводится таможенное оформление) автомобильным транс­портом, в том числе при их перевалке с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомобильный, а также перемещаемым по терри­тории РФ автомобильным транспортом под таможенным режимом транзита.

Внесение денежных средств на депозит таможенного органа в отношении доставляемых товаров производится заблаговременно - до момента фактиче­ского пересечения товарами таможенной границы РФ, но не позднее десяти календарных дней до предполагаемого дня фактического пересечения това­рами таможенной границы РФ.

Внесение денежных средств на депозит таможенного органа в отношении транзитных товаров производится до фактического пересечения транзитны­ми товарами таможенной границы РФ.

Лицо, внесшее денежные средства на депозит таможенного органа, не мо­жет распоряжаться ими до завершения таможенного оформления товаров, за исключением отказа от ввоза товаров на таможенную территорию РФ. На этапе таможенного оформления товаров, доставленных во внутренний тамо­женный орган, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения упла­ты таможенных налогов, подлежат обращению в таможенные платежи в со­ответствии с заявленным таможенным режимом.

Если сумма, внесенная на депозит таможенного органа, меньше начис­ленной по ГТД, недостающие таможенные платежи вносят на счет внутрен­него таможенного органа до или одновременно с принятием ГТД. В против­ном случае товары не подлежат выпуску. Если же она превышает сумму таможенных платежей, начисленную по ГТД, внутренний таможенный орган по письменному заявлению плательщика возвращает излишне внесенные де­нежные средства на счет плательщика в порядке, установленном ст. 125 ТК РФ, либо производится зачет в счет будущего обеспечения уплаты или буду­щих таможенных платежей.

Если товар в установленный срок не будет доставлен во внутренний тамо­женный орган, то внесенные на его депозит денежные средства перечисляют­ся в доход федерального бюджета в течение 7 дней. Таможенный орган от­правления, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ, самостоятельно устанавливает сроки доставки то­варов исходя из возможностей транспортного средства, маршрута и других условий перевозки. Максимальный срок доставки подакцизных товаров ав­томобильным транспортом во внутренний таможенный орган не может пре­вышать 30 календарных дней, а товаров, перевозимых автомобильным транс­портом в соответствии с таможенным режимом транзита, - 60 календарных дней.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com