Транспорт России
Навигация

Подробная информация лечение наркомании Рязань на сайте.

Понятие и классификация нетарифных ограничений

--


Для защиты внутреннего рынка, поддержки собственных производите­лей и защиты потребителей от недоброкачественной продукции многие страны вводят ограничения на ввоз и вывоз различной продукции. Эти ограничения (нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности) в полной мере применяются и в Российской Федерации.

Меры нетарифного регулирования представ­ляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установлен­ные исходя из соображений экономической по­литики РФ, выполнения международных обяза­тельств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рын­ка в качестве ответной меры на дискриминаци­онные или другие ущемляющие интересы рос­сийских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основа­ниям в соответствии с федеральными закона­ми, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление мини­мальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установлен­ном порядке до таможенных органов РФ. Приня­тию защитных мер внутреннего рынка РФ долж­ны предшествовать расследования, проводимые Министерством торговли России , с предоставле­нием материалов таких расследований Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может служить установление Государственным таможенным комитетом России перечня пунктов пропуска на таможенной границе РФ, через которые только могут вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и табачные изделия. Другим примером косвенных защитных мер может служить сертификация соответст­вия ряда товаров стандартам безопасности и качества.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования включают ком­плекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами. К нетарифным ограничениям экономического характера в мировой практике принято относить:

  • анти­демпинговые меры;
  • различного рода налогообложения (налог на добавленную стоимость с импорта, налог с оборота, налог с продаж, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы);
  • меры валютного и финансового характера (налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов).

К барьерам административного характера относят: запрещение импор­та; количественные ограничения (индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты); лицензирование (разовые индивидуальные лицензии, генеральные лицензии, выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием и др.); «добровольные» ограничения (самоограничения) экспорта. К техническим и другим специальным требованиям, затрудня­ющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавлива­емые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; тре­бования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров. Нетарифные ограничения применяют многие страны как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.

Таможенный кодекс и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации включают в себя осуществление мер нетарифного регулирова­ния внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Это приме­няемые государством меры экономического и административного воздей­ствия на импорт. Они неоднородны по своему характеру и составу, поэто­му следует их дифференцировать.

Налоговое регулирование. В соответствии с ним осуществляется начис­ление и взимание таможенными органами налогов, таможенных сборов и других платежей (за исключением таможенных пошлин или наряду с ними) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Это налог на добавленную стоимость и акциз­ный налог, сбор за выдачу лицензий, квалификационный аттестат специ­алиста по таможенному оформлению, за таможенное оформление, хра­нение товаров и др.

Приведенные выше тарифные и налоговые меры, оказывая воздействие на ценообразование, стоимость товара, носят экономический характер, поэтому их причисляют к экономическим мерам таможенного регулиро­вания внешнеэкономической деятельности.

Административные меры. Таможенный кодекс определяет их как «меры экономической политики». Они могут быть установлены в целях ограни­чения ввоза, вывоза товаров, введения защитных мер, исходя из сообра­жений экономической политики страны (в частности, путем квотирова­ния, лицензирования отдельных категорий ввозимых товаров и др.). В ст. 18 федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности» определена процедура принятия решений о введении защитных мер в отношении импорта товаров. Они могут быть применены, если импортом наносится существенный ущерб или возникает угроза его причинения производите­лям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на террито­рии России.

Система экспортного контроля действует в целях защиты национальных интересов страны при осуществлении вывоза за ее пределы вооружений, военной техники и товаров двойного назначения (отдельных видов сы­рья, материалов, оборудования, технологий и военно-технической ин­формации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники).

Меры экономической политики - ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической полити­ки Российской Федерации и могущие включать в себя квотирование, ли­цензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с ми­ровым хозяйством.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств может быть запрещен исхо­дя из соображений государственной безопасности, защиты обществен­ного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права соб­ственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законо­дательства Российской Федерации и международных договоров Россий­ской Федерации.

Указанные товары и транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на территорию Российской Федерации, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится ли­цом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможен­ные органы Российской Федерации. Предельный срок хранения таких то­варов и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения ис­ходя из соображений экономической политики, выполнения междуна­родных обязательств Российской Федерации, защиты экономической ос­новы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потре­бительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и между­народными договорами Российской Федерации.

При установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами Российской Федерации только при условии соблюдения требо­ваний, установленных актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевоз­чика в связи с введением указанных ограничений, государственными орга­нами Российской Федерации не возмещаются.

Таможенное оформление производится в порядке, определяемом Та­моженным кодексом и иными актами законодательства Российской Фе­дерации, в том числе Нормативными актами Государственного таможен­ного комитета Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, переме­щаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Декларируемые при ввозе на таможенную территорию товары, подле­жащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то орга­ном. Сертификаты соответствия или свидетельства об их признании пред­ставляются в таможенные органы вместе с таможенной декларацией.

Перечень документов, которые требуются при ввозе (вывозе) товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования, и уполномоченных органов, осуществляющих выдачу разрешительных документов


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com