Транспорт России
Навигация

Законодательство о таможенном деле, источники таможенного права

--


На территории Российской Федерации действует еди­ное таможенное законодательство. Его единство обуслов­лено отнесением таможенного дела к федеральной компе­тенции и, соответственно, регулированием его только нор­мами единого федерального законодательства.

Термин "таможенное законодательство" следует рас­сматривать в широком смысле этого слова, когда "зако­нодательство" охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нор­мативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, а также нормативно-правовые акты Госу­дарственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов раз­личных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможен­ное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

Основным критерием классификацию источников пра­ва является их юридическая сила. В этой связи источни­ки таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

  1. Международно-правовые договоры и иные соглаше­ния по таможенному делу, участниками которых являет­ся Российская Федерация.
  2. Конституция РФ, нормы которой являются норма­ми прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Фе­дерации.
  3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на дли­тельный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-право­вые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.

Теперь о каждой группе источников таможенного пра­ва более подробно.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные догово­ры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Консти­туции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применя­ются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нор­мы являются нормами прямого действия и никакого дуб­лирования в иных нормативных актах не требуют) имеет­ся и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6). — основное направление развития таможенного дела России на со­временном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенно­го кодекса. В интересах развития и укрепления междуна­родной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государ­ствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, зак­лючает соглашения по таможенным вопросам в соответ­ствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета междуна­родного договора над внутренним российским таможен­ным законодательством, т. е. если международным дого­вором установлены иные правила, чем те, которые пре­дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общеприня­тыми международными нормами и практикой

Конституция РФ, будучи ее основным законом, пре­допределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государ­ственных органов субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления в число источников тамо­женного права не входят.

Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установле­ние на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных пре­пятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.

Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуще­ствления таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство всех перед зако­ном и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы так или иначе имеют непосредственное от­ношение к таможенно-правовому регулированию в Рос­сийской Федерации и, прежде всего, к правоохранитель­ной деятельности таможенных органов.

Многие другие нормы Конституции РФ также имеют прямое отношение к таможенно-правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы о поддержке кон­куренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), кото­рая как норма общего характера относится ко всем офи­циальным действиям таможенных органов и их должнос­тных лиц; об обязанности органов государственной влас­ти и их должностных лиц обеспечивать возможность оз­накомления каждого с документами и материалами, не­посредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления (ст. 33); о праве каждого на свободное использова­ние своих способностей и имущества для предпринима­тельской деятельности (ч. ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм. 1

В систему источников таможенного права входят зако­ны Российской Федерации, регулирующие правоотноше­ния в сфере таможенного дела. К таким законам относят­ся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенно­го права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

Центральное место в правовом обеспечении таможен­ного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе". Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможен­ного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона "О таможенном тарифе". К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Тамо­женном кодексе РФ, а неясность на этот счет формули­ровки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, ар­битражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Как сказано преамбуле, Таможенный ко­декс РФ опреде­ляет правовые, экономические и организационные осно­вы таможенного дела и направлен на защиту экономичес­кого суверенитета и экономической безопасности Российс­кой Федерации, активизацию связей российской экономи­ки с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граж­дан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного харак­тера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фунда­мент всей внешнеэкономической деятельности и организа­ции таможенного дела в стране, реально сближающий отече­ственное законодательство с мировой практикой.

Другим базовым законом в системе источников тамо­женного права является Закон РФ "О таможенном тари­фе" . Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила об­ложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К "чисто таможенным законам" относится также и Фе­деральный закон РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организа­циях ГТК России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное место в системе источников таможенно­го права занимает Федеральный закон РФ "О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности", кото­рый определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязаннос­ти и ответственность органов государственной власти Рос­сийской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторго­вой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым от­носятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приори­тет экономических методов государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности, равенство ее участни­ков и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторго­вую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу ис­точников таможенного права также ряд федеральных за­конов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.

  1. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценнос­тей", который имеет целью сохранение культурного на­следия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодатель­ством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции та­моженных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну куль­турных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
  2. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномо­чия и функции органов валютного контроля (к числу ко­торых относится и ГТК России), права и обязанности юри­дических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законода­тельства.
  3. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", который устанавливает пра­вовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и обществен­ной безопасности. К числу органов, осуществляющих про­тиводействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
  4. Федеральный закон РФ "Об оружии", который ре­гулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) граж­данского, служебного, а также боевого ручного стрелко­вого и холодного оружия на территории России, и на­правлен на защиту жизни и здоровья граждан, собствен­ности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Комплексный характер таможенно-правовых отноше­ний обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в за­конодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданс­кого и др.

Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обо­значают как "текущие" правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкрет­ном этапе ее исторического развития.

Среди текущих правовых актов верховенство имеют нор­мативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачива­ют силу с принятием федеральных законов по соответ­ствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 "Об утвержде­нии Временного положения о порядке наложения взыс­кания на имущество организаций": принят в целях по­вышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. ст. 411—413 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об об­ращении взыскания на имущество организаций, и внесе­ния соответствующих изменений в ГПК РСФСР. Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридичес­ких лиц статье

Особое место среди указов Президента РФ, являющих­ся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся право­вого статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществяющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специаль­ные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.

Следующую ступень в иерархии подзаконных норма­тивно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, феде­ральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Рос­сию и вывоза из нее наркотических средств, а также силь­нодействующих и ядовитых веществ: принято на основа­нии и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Рос­сийская Федерация.

За правительственными постановлениями в череде ис­точников таможенного права подзаконного характера сле­дуют ведомственные нормативно-правовые акты, издава­емые ГТК России во исполнение положений и норм, содер­жащихся в Таможенном кодексе, других федеральных за­конах, указах Президента и правительственных постанов­лениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочислен­ный элемент в системе источников таможенного права.

Содержание ведомственных нормативных актов во мно­гом определяется их формой. В соответствии с Постанов­лением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают:

приказы, постановления, распоряжения, правила, инструк­ции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.

Наиболее распространенным видом ведомственных нор­мативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела являются приказы ГТК Рос­сии. ГТК России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ГТК России уста­навливают общие правила и порядок регулирования раз­личных таможенных правоотношений (например. Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 "О порядке приме­нения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ"), но зачастую ими утверждаются различные положения о та­моженных органах и их структурных подразделениях (на­пример, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, от­носящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например. Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нор­мативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регист­рация в Министерстве юстиции РФ и официальное опуб­ликование в специально для этого предусмотренных из­даниях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составля­ющие государственную тайну или сведения конфиденци­ального характера, не прошедшие государственную реги­страцию, а также зарегистрированные, но не опублико­ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут слу­жить основанием для регулирования соответствующих пра­воотношений, применения санкций к гражданам, долж­ностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Помимо приказов, положений и инструкций руковод­ство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законода­тельства, их единообразного применения территориаль­ными органами таможенной системы, новых норм не со­держат и, следовательно, в число источников таможенно­го права не входят.

Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-пра­вовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ГТК Рос­сии с другими министерствами и ведомствами России. Например, Инструкция о порядке осуществления валют­ного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com