Транспорт России
Навигация

архивные короба в москве по низким расценкам

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в РФ

--


Термин "таможенное дело" в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможен­ную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных плате­жей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, сти­мулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможен­ная политика, а средства ее реализации: порядок и усло­вия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регу­лирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закреп­ляющей единство экономического пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государст­венной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: “На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств”. Отсутствие внутренних таможенных границ является одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств является. Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного само­управления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

  1. Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
  2. Таможенные режимы.
  3. Таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей.
  4. Таможенное оформление.
  5. Таможенный контроль.
  6. Предоставление таможенных льгот.
  7. Ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности.
  8. Правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные от­дельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение эконо­мических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются по­средством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможен­ную границу Российской Федерации, а также путем уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключа­ются в защите государственной безопасности страны, об­щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства; в охране животных, растений и окружающей при­родной среды; в обеспечении интересов российских потре­бителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д.

ТК определяет общее направление развития таможенного дела - гармони­зация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).

Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела нашла свое отра­жение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международ­ной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2021 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com