Транспорт России
Навигация

Основные понятия, используемые в законодательстве о таможенном деле

--


В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная гра­ница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формули­ровка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними".

Таможенную территорию Российской Федерации состав­ляют ее сухопутная территория, территориальные и внут­ренние воды, а также воздушное пространство над ними.

В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над ко­торыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение нашло свое развитие в принятом в 1995 году Федераль­ном законе № 187-ФЗ "О континентальном шельфе". Статья 5 этого закона пре­дусматривает, что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществ­ляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать созда­ние, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и со­оружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус­ственными островами, установками и сооружениями в отношениитаможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Сухопутной территорией Российской Федерации явля­ется вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наиболь­шего отлива как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина тер­риториальных вод может устанавливаться международны­ми договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, —таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных по­шлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рас­сматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих осо­бенностей (они обозначены в ст. 7) территория, которую занимает Калининград­ская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной террито­рии Российской Федерации. как находя­щиеся вне ее таможенной территории. Определение понятий свободных таможенных зон и свободных складов дано в ст. 75 TK, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Ко­дексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможен­ному делу" (ст. 3 TK). К числу предусмотренных ст. 3 TK исключений относится Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Статья 1 этого закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является ча­стью государственной и

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания Как уже отмечалось, TK в ст. 4 закреп­ляет право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельно­сти TK определяет общепризнанные нормы международного права. Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенных союзов.

Таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает фор­мирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свобод­ное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию тор­говли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную по­литику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появля­ется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран - участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосу­дарственная политика, которая в свою очередь приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран-членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, те­ряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Рес­публикой Белоруссия от 6 января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФ от 25 мая 1995 года № 525 "Об отмене тамо­женного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", приказ ГТК от 21 марта 1995 года № 167 "О первоочередных мерах по реализа­ции Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Респуб­ликой Беларусь" и ряд других нормативных актов. Образование российско-бе­лорусского таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появ­лении общей таможенной территории.

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможен­ную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Рос­сийской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законо­дательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область дейст­вия таможенного суверенитета. Понятие "таможенная граница Российской Федерации" означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой ли­нией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридиче­ские последствия, вызванные этим несовпадением.

Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страды. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, поря­док ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответ­ствует общемировому подходу к этому вопросу. ст. 74

Под термином "товары" в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это от­ражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под "перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации" понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почто­вых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

  • При ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации.
  • При вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

Термин "лица" включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия "российские лица", "иностранные лица" и "лица, перемещающие товары".

К категории российских лиц относятся:

  1. Созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России.
  2. Зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  3. Граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для тамо­женных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения то­варов и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выде­ленная и обозначенная часть таможенной территории Рос­сийской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного зако­нодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, на­логи и иные платежи, взимаемые в установленном поряд­ке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый тамо­женными органами при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого перемещения.

Резиденты - это:

  • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами.
  • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), располо­женные на территории России и образованные в соответ­ствии с российским законодательством, а также их фили­алы и представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации.
  • Российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российс­кой Федерации.

Нерезиденты - это:

  • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами Российской Федерации, включая вре­менно в ней находящихся.
  • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъек­ты без образования юридического лица), созданные в соот­ветствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России.
  • Иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Россий­ской Федерации.

--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com