Транспорт России
Навигация

Особенности приема и сдачи груза в иностранных портах

--


Прием грузов судном в иностранных портах в целом аналогичен приему груза в российских портах.

Прием груза на судно производится по документу, аналогичному поручению, который обычно называют «Shipping order». Наименование и содержание передаточных документов несколько различается в зависимости от страны и порта погрузки, но их назначение и роль в оформлении передачи груза в целом аналогична функциям поручения.

Второй помощник капитана разрабатывает предварительный грузовой план, который утверждается капитаном. Погрузка происходит под контролем грузового (или вахтенного) помощника капитана и, в случае необходимости, сопровождается тальманским счетом. В зарубежных портах счет чаще всего ведут независимые тальманские фирмы, т. н. «присяжные тальманы» (sworn tallymen). После.погрузки всей партии груза грузовой помощник подписывает «штурманскую расписку» (Mate's recept) по форме, принятой в данном порту, в которую переносятся все замечания по грузу из тальманских листов.

На основании штурманской расписки капитан подписывает подготовленный агентом коносамент в необходимом количестве оригиналов. Коносамент должен полностью соответствовать штурманской расписке. Список всех коносаментных партий, принятых на судно, оформляется «манифестом».

Порядок сдачи судном грузов в иностранном порту достаточно разнообразен и определяется сложившимися обычаями порта и условиями договора морской перевозки. Груз может сдаваться непосредственно грузополучателю (его экспедитору), оператору терминала или на таможенные склады. До тех пор пока груз не выдан грузополучателю или его представителю, перевозчик остается ответственным за груз. В зависимости от условий договора морской перевозки оператор терминала может рассматриваться как подрядчик перевозчика и переданный ему груз остается на ответственности перевозчика, либо как подрядчик грузополучателя, и переданный ему груз считается сданным представителю получателя. Грузы, переданные таможне, остаются на ответственности перевозчика. Если груз перевозился по коносаменту, он выдается грузополучателю только против хотя бы одного оригинала коносамента (остальные оригиналы коносаментного комплекта после выдачи груза теряют силу). Если коносамент не выдавался, груз выдается по указанию фрахтователя или отправителя или лица, указанного в морской накладной.

При перевозке груза по коносаменту не требуется дополнительных письменных свидетельств надлежащей сдачи груза. Согласно Ст. 3 п. 6 Брюссельской конвенции о коносаментах 1924 г. и соответственно Ст. 162 п. 1 КТМ РФ после выдачи груза против оригинала коносамента «...считается, что груз получен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказательств об ином».

Таким образом, недостачи или повреждение груза на момент сдачи должны быть подтверждены в любой письменной форме, но если уведомления об ущербе грузу нет, создается презумпция того, что груз сдан в таком состоянии и количестве, как он описан в коносаменте.

Однако в сложившейся коммерческой практике принято оформление специальных документов, подтверждающих факт сдачи груза, его количество и состояние. Это может быть расписка получателя на капитанской копии коносамента, специальное свидетельство — «аутторн рипорт» (Outturn report), оформленное по результатам выгрузки груза тальманской компанией, оператором терминала или самим грузополучателем (аналог используемого в российских портах «Генерального акта выгрузки»). Только В интересах судна может быть получена расписка агента в том, что он принял под свой контроль выгруженные судном грузы.

Выдача груза по «долевому коносаменту». Долевые коносаменты, или деливриордера (delivery order), выписываются (в случаях возникновения в них надобности) уже после того, как отправка данной партии груза оформлена одним, основным, коносаментом. Такая необходимость возникает главным образом при следующих обстоятельствах: когда более или менее значительная партия груза, перевозка которой уже оформлена одним коносаментом, продается нескольким покупателям и появляется надобность раздробить коносамент на несколько частей, чтобы каждый покупатель имел возможность самостоятельно получить свою долю партии груза, обозначенную в основном коносаменте; когда отправителем и получателем партии груза по основному коносаменту являются экспедиторские фирмы, объединяющие в целях экономии в одну партию грузы нескольких владельцев и выдающие грузы в порту назначения их действительным получателям.

Применяют различные формы и способы выдачи долевых коносаментов. Если долевые коносаменты выдает держатель основного коносамента, то обычно их визирует капитан судна или агент перевозчика. Для этого им вручают также оригинал основного коносамента. Долевые коносаменты могут быть выписаны перевозчиком или его агентом по просьбе держателя основного коносамента и также в обмен на основной коносамент.

Регулярные линии обслуживают перевозки мелкопартионных генеральных грузов, которые, как правило, рассредоточены между большим числом портов. Это обусловливает широкое использование специальных форм договора морской перевозки — сквозных и долевых коносаментов, а в последние годы договоров на комбинированную перевозку.

Долевые коносаменты облегчают приемсдачу груза за счет уменьшения числа коносаментов, дают экономию на консульских сборах, которые взимаются с каждого коносамента. Отправителям мелких партий товара долевой коносамент позволяет сократить расходы по перевозке, так как в противном случае они должны оплачивать сумму минимального фрахта, установленного тарифами за каждый коносамент. Экспедиторские фирмы производят укрупнение мелких партий и оформляют их перевозку долевыми коносаментами, удерживая в качестве платы за посреднические услуги примерно половину суммы экономии, получаемой грузовладельцами.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com