Транспорт России
Навигация

http://fapl.ru/posts/11536/

Компоненты дорожного движения

--


В соответствии с рекомендациями Комитета научно-технической терминологии АН СССР от 1971 г. «дорожное движение» представляет собой процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников — водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами.

Из «Правил дорожного движения» (ПДД) мы знаем, что дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Специфические особенности проблемы дорожного движения обусловлены прежде всего наличием системы водитель—автомобиль—дорога—среда (ВАДС). Последовательность элементов имеет определенный смысл. Первым элементом является водитель, потому что ДД в данном случае рассматривается с точки зрения водителя, соответственно автомобиль — это транспортное средство, которым он управляет, передвигаясь, по дороге. Положение и действие других ТС, пешеходов, климатические условия будут элементами среды движения.

Используя элементарные понятия теории множеств, структуру системы ВАДС можно изобразить, как показано на рисунке с учетом того, что система функционирует в условиях окружающей среды и взаимодействует с, ней.

В систему входят следующие составные части: А (автомобиль), В (водитель), Д (дорога). Кроме того, в структуре системы можно выделить механическую подсистему автомобиль — дорога АД и биомеханические подсистемы водитель — автомобиль ВА и водитель — дорога ВД. Такой подход позволяет анализировать как движение по дороге одиночного транспортного средства, так и транспортные потоки. Рассматривая систему ВАДС, можно отметить, что оптимальность ее функционирования определяется как самостоятельными характеристиками отдельных ее элементов: автомобиля, дороги, водителя, так и подсистемами ВА, ВД АД.

Конструктивные параметры транспортных средств оказывают существенное влияние на характеристики дорожного движения. Так, важное значение имеют габаритные размеры автомобилей, их тяговые и тормозные качества, удобство рабочего места водителя и легкость управления. Дорога обусловливает характер функционирования системы ВАДС своими геометрическими размерами, профилем, ровностью, условиями видимости для водителя. Наконец, процесс дорожного движения решающим образом зависит от надежности водителей, которая определяется их квалификацией, работоспособностью и дисциплинированностью.

Так как ВАДС — это система, то для достижения эффективного дорожного движения необходимо совершенствовать свойства транспортных средств, водителей и дорожные условия и обеспечивать их взаимное соответствие.

Нарушение в функционировании системы ВАДС, так же как и любой другой системы, хотя бы одного звена вызывает отказ всей системы. Особенностями отказа дорожного движения являются:

  • Большая вероятность при отказах ранений и гибели людей.
  • Значительное влияние на возникновение отказа действий человека (водителей, пешеходов).

Наиболее частыми причинами отказа, приводящими к ДТП, являются именно неправильные действия людей.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com