Транспорт России
Навигация

Лицензирование на железнодорожном транспорте

--


Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования) подлежит лицензированию.

Лицензия должна быть и у организаций, и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте.

Порядок получения такого рода лицензий определен Положением о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов и Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.05.2002 № 383.

И лицензии на осуществление перевозок грузов железнодорожным транспортом, и лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте выдает Министерство путей сообщения Российской Федерации, которое в данном случае является лицензирующим органом.

Лицензия предоставляется на 5 лет. Однако срок ее действия по заявлению лицензиата может быть продлен.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. Заявление о предоставлении лицензии с указанием:

    • Наименования, организационно-правовой формы, места нахождения (в том числе места нахождения филиалов и представительств) — для юридического лица
    • Фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя
    • Вида лицензируемой деятельности, которую соискатель лицензии намерен осуществлять;

  2. Копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя
  4. Копию диплома об окончании специального учебного за ведения должностного лица — соискателя лицензии, ответственного за перевозку грузов или за погрузочно-разгрузочную деятельность
  5. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии

Помимо вышеперечисленных документов для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности соискатель предоставляет копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работника, ответственного за погрузку, размещение и крепление грузов на железнодорожном подвижном составе.

Если копии документов, указанных в п. «3» и «4», не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. Поэтому одновременно с заявлением и иными документами соискатель лицензии представляет документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора.

Получив все необходимые документы, лицензирующий орган в срок, не превышающий 60 дней, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

О принятом решении (о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии) лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В свою очередь в уведомлении об отказе в предоставлении лицензии должны быть указаны причины отказа. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Отказ может быть обжалован соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензионный сбор за предоставление лицензии составляет 1000 рублей. Получив документ, подтверждающий уплату сбора, соискатель лицензии представляет его в лицензирующий орган, и в течение 3 дней ему бесплатно выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Для этого ему необходимо произвести уплату в размере 10 рублей за каждый дубликат.

Осуществляя деятельность, на которую выдана лицензия, лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Так, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов являются:

  1. Соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила перевозок грузов и требования по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте
  2. Соответствие подвижного состава, железнодорожных станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при перевозках грузов, а также технологических процессов установленным техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта
  3. Предоставление грузоотправителю (грузополучателю) информации о режиме работы лицензиата, месте его нахождения, наличии у него лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации
  4. Наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям
  5. Наличие в штате лицензиата лица, ответственного за перевозки грузов, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности

При осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте лицензионными требованиями и условиями являются:

  1. Соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила и условия осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, а также требования по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте
  2. Соответствие погрузочно-разгрузочных сооружений и устройств (крытых и открытых складов и платформ, площадок для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакад, повышенных путей, грузосортировочных платформ, площадок для контейнеров и автопоездов и др.), применяемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, нормам и требованиям, установленным на железнодорожном транспорте
  3. Наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям
  4. Наличие на каждом объекте, на котором осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность, работника, ответственного за по грузку, размещение и крепление грузов на железнодорожном подвижном составе, имеющего соответствующую подготовку
  5. Наличие в штате лицензиата лица, ответственного за погрузочно-разгрузочную деятельность, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности

Соблюдение лицензионных требований и условий является предметом контроля лицензирующего органа, который имеет право:

  • Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям
  • Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок
  • Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений
  • Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений
  • Выносить предупреждение лицензиату

Согласно Положениям о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов и о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий проводит проверки деятельности лицензиата.

Плановая проверка деятельности лицензиата может проводиться не чаще 1 раза в 3 года.

Внеплановая проверка проводится в случае:

  • Необходимости подтверждения устранения лицензиатом нарушений, выявленных при проведении плановой проверки
  • Получения от граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий, которое может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации

Проверка проводится на основании распоряжения лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, цели, задачи и предмет проверки, дата ее начала и окончания, состав комиссии, осуществляющей проверку.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

О проверке лицензиат уведомляется не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

По результатам проверки составляется акт по установленной лицензирующим органом форме в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату. Акт подписывается всеми членами комиссии. При необходимости к акту прилагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.

Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган выносит решение, обязывающее лицензиата устранить эти нарушения в течение определенного срока. Продолжительность срока определяется лицензирующим органом в зависимости от характера нарушения (не может превышать 6 месяцев — статья 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензиат в течение установленного срока должен устранить выявленные при проведении проверки нарушения и известить об этом (в письменной форме) лицензирующий орган.

Если же лицензиат в установленный срок не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Последний на основании полученных сведений принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом лицензиату в течение 3 дней после проверки устранения нарушений. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. При этом срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, и (или) в случае, если лицензиат в установленный срок (до 6 месяцев) не устранил нарушения, выявленные в ходе проверки. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган может аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3-х месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через 3 дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя лицензия теряет юридическую силу.

Следует особо отметить, что в соответствии с новым Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как и раньше действует запрет на передачу лицензии другим лицам. Согласно статье 7 Федерального закона вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Осуществление деятельности по перевозке грузов железнодорожным транспортом или погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии чревато штрафами. Так, согласно п.2 ст.14.1 КоАП РФ, вступившего в силу 01.07.2002, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение лицензионных условий или несоблюдение лицензионных требований также является основанием привлечения к административной ответственности. В этом случае штраф для гражданина будет от 15 до 20 МРОТ, для должностного лица — от 30 до 40 МРОТ, а для организации — от 300 до 400 МРОТ.

Не следует забывать и об уголовной ответственности. Согласно ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (свыше 200 МРОТ), грозит штрафом в размере от 300 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

За то же деяние, если оно совершено организованной группой или сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере (свыше 500 МРОТ) или совершено лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство, названная статья УК РФ предусматривает штраф в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com