--
Управление заказами — это деятельность, осуществляемая в период времени между моментом получения предприятием заказа и моментом, когда персонал склада получает указание на отгрузку продукции, чтобы выполнить заказ. Также используется термин «обработка заказа».
Основные вопросы, решаемые системой управления заказами:
- Что заказывать?
- Сколько заказывать?
- Когда заказывать необходимую продукцию?
- Куда ее требуется доставить?
- Какое подразделение и кто конкретно должен заказывать?
- Кроме того, контролируется выполнение заказа.
Факторы, принимаемые во внимание при заказе продукции:
- возможные недопоставки;
- возможный рост цен;
- устаревание продукции;
- неопределенность спроса.
Заказ на поставку рассматривается как документ, на основании которого закупается необходимая продукция. В нем четко и ясно излагается соглашение между покупателем и поставщиком. В случае принятия заказ приобретает законную силу контракта, обязательного для исполнения. Заказ на поставку составляется на основании заявки.
Заявка — контрольный документ, по которому отпускаются средства на приобретение определенных видов продукции. Потребность в продукции выявляет и конкретизирует работник, подавший заявку. Ему из бюджета предприятия на эти цели выделяется определенная сумма. В заявке указываются:
- предмет закупки;
- код статьи, на которую относятся затраты;
- особые условия, регулирующие закупку (технические условия, требования по доставке, характер использования).
Точка заказа:
- установленный минимальный уровень запаса продукции, при снижении до которого подается заказ на поставку очередной партии продукции и определяется размер экономичного заказа;
- параметр, используемый в системах контроля над запасами, обозначающий нижний уровень запаса, при достижении которого необходимо осуществить очередной заказ на поставку. Уровень запаса на момент подачи заказа должен быть достаточным для бесперебойного функционирования предприятия в период цикла поставки, при этом страховой запас продукции должен оставаться неприкосновенным.
Плавающая точка заказа — точка заказа, не фиксируемая заранее. Момент размещения заказа определяется с учетом выполнения поставщиками своих обязательств, колебаний спроса на продукцию. Величина точки заказа состоит из двух компонентов:
- уровень остающегося запаса, соответствующего ожидаемому времени выполнения заказа;
- дополнительный запас, используемый как «буферный» резерв против исчерпания запаса.
Размер экономичного заказа:
- величина партии продукции, позволяющей сократить до минимума затраты на хранение и доставку запасов на определенный период времени;
- такой размер заказа, при котором суммарная стоимость объема заказов и хранения запасов продукции минимальна.
Оптимальный размер заказа находится в точке, где стоимость его исполнения равна стоимости хранения продукции.
Виды заказов:
- стандартные — имеют место, когда размещение заказов для поддержания требуемого уровня запасов продукции осуществляется постоянно и планомерно. Это обеспечивает снижение уровня затрат на создание и хранение запасов продукции;
- специальные — имеют место, когда на складе отсутствуют запасы требуемой продукции. Специальный заказ оформляется на основании заказов потребителей. Полномочия по размещению специальных заказов ограничены. При отсутствии надежной системы контроля над запасами возрастает объем продукции, приобретаемой по специальным заказам, что может стать серьезной проблемой для всего предприятия.
Процедура оформления стандартных заказов:
- убедиться в точности и достоверности данных о величине запасов продукции на складе предприятия;
- провести анализ текущей задолженности по заказам, в том числе на основе определения доли аннулированных и невыполненных заказов;
- подготовить проект стандартного заказа;
- провести анализ проекта стандартного заказа, приняв во внимание точку зрения специалистов, информированных о динамике спроса:
- в регулярный стандартный заказ включить всю продукцию из необработанных специальных заказов;
- окончательно оформить заказ;
- оформленный заказ отправить поставщику. Процедура оформления специальных заказов:
- при поступлении партии продукции проверить наличие продукции по специальным заказам путем физического осмотра партии поставки или по данным упаковочного листа;
- продукцию, прибывшую по специальным заказам, разместить в отдельных лотках, не смешивая ее с остальной продукцией;
- продукция, приобретаемая по специальным заказам, должна быть снабжена ярлыками с указанием заказчика и даты получения;
- уведомить заказчика о прибытии партии продукции, согласовать время прибытия представителя заказчика для получения продукции со склада;
- зафиксировать поступление заказанной продукции в журнале учета поступления специальных заказов;
- по истечении определенного срока (например, 30 дней) применяется специальная схема работы с нереализованной продукцией (ее отправляют на склад, на продажу или возвращают поставщику).
Виды спроса:
- самостоятельный — количество различных видов заказываемой продукции не связано друг с другом (например, количество электробытовых приборов, которое необходимо иметь на складе, не связано с количеством мужских сорочек, имеющихся в наличии);
- связанный — например, количество шин, которое необходимо заказать промышленному предприятию, связано с количеством автомобилей, которое предстоит выпустить.
Оптимальная периодичность заказа отражает минимальный объем запасов продукции (в днях), необходимый для удовлетворения ожидаемого спроса потребителей. Как только уровень запасов продукции опускается ниже оптимальной периодичности заказа, его восстанавливают путем очередного стандартного заказа.
Периодичность размещения заказов — периодичность, с которой менеджер по закупкам предприятия-покупателя размещает регулярные заказы на пополнение складских запасов (включая максимальное количество дней с момента продажи продукции до начала оформления очередного заказа).
--
Назад в раздел