Транспорт России
Навигация

Новости логистики

Логистическая стратегия

--


С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятий в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам. Специалист по логистике должен обладать способностью к стратегическому управлению. Он должен уметь:

  • моделировать логистическую ситуацию;
  • выявлять необходимость изменений;
  • разрабатывать стратегию изменений;
  • использовать в ходе изменений научные методы;
  • воплощать логистическую стратегию в жизнь.

Интегрированная логистическая система должна легко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды.

Аксиома стратегического управления - чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.

Логистическая стратегия представляет собой:

  • правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности;
  • обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Стратегическое управление логистикой - деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.

Виды стратегии:

  • стратегия дифференциации - стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;
  • стратегия лидерства по затратам - стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;
  • стратегия фокусирования - концентрация на удовлетворение потребностей потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии - удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;
  • стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.

Виды диверсификации:

  • горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например, техника сбыта фирменной продукции); расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;
  • вертикальная - предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых структур;
  • латеральная - включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.

Стратегия компании «Проктер энд Гэмбл»:

  1. Энергичная защита существующего бизнеса с помощью агрессивного маркетинга и снижения общих затрат.
  2. Инвестиции в избранные мелкие фирмы в тех сферах, откуда можно организовать атаку против существующего бизнеса. Внимательное наблюдение за вновь появляющимися фирмами. Приобретение наиболее успешных из них.
  3. Осуществление стратегии атаки внутри фирмы благодаря системе управления торговыми марками и целеустремленному распределению ресурсов на маркетинг и развитие технологий. Передача методов успешных компаний в отделы, выпускающие более крупные торговые марки.

Рекомендации для разработки логистической стратегии:

  1. При разработке и осуществлении стратегических действий в области логистической деятельности предприятия отдавайте приоритет тем из них, которые обеспечивают долгосрочное улучшение конкурентной позиции предприятия.
  2. Помните, что ясная, хорошо продуманная и последовательно реализуемая логистическая стратегия приносит предприятию хорошую репутацию и признание на рынке. Часто изменяемая стратегия, направленная на использование краткосрочных рыночных возможностей, приносит мимолетные выгоды.
  3. Исключайте стратегии «с остановками на полпути», представляющие собой компромисс между низкими общими затратами и высоким уровнем дифференциации или между широким и узким присутствием на рынке.
  4. Инвестируйте капитал в создание устойчивого конкурентного преимущества предприятия.
  5. Применяйте агрессивную атаку для создания конкурентных преимуществ и агрессивную оборону для их защиты.
  6. Исключайте стратегии, которые могут привести к успеху только при условии реализации наиболее оптимистичных прогнозов. Исходите из того, что конкуренты предпримут ответные меры и могут наступить времена с неблагоприятными рыночными условиями.
  7. Будьте осмотрительны, используя жесткие или негибкие стратегии, которые могут на длительное время лишить предприятие возможности маневра. Негибкие стратегии могут устареть в результате изменения условий и факторов внешней среды.
  8. Не допускайте недооценки ответных действий сотрудников службы логистики предприятий, конкурирующих с вами.
  9. Соблюдайте осторожность, атакуя сильных и обладающих значительными ресурсами конкурентов, не имея прочного конкурентного преимущества и достаточных финансовых и ресурсных возможностей.
  10. Атакуйте слабые, а не сильные стороны конкурента.
  11. Будьте благоразумны, снижая цены без надежного преимущества в общих логистических затратах.
  12. Помните, что агрессивные действия, направленные на завоевание части рынка конкурентов, могут спровоцировать агрессивный ответ в форме рыночной «гонки вооружений» и (или) войны цен. Это ведет к снижению уровня прибылей у всех участников рынка. Агрессивные действия, направленные на расширение доли рынка, вызывают ожесточенную конкуренцию, причем особенно тогда, когда рынок страдает от высоких запасов продукции и излишних производственных мощностей.
  13. При использовании стратегии дифференциации рекомендуется выявить самые важные упущения в качестве обслуживания потребителей - ваших клиентов. Незначительные различия между качеством логистического обслуживания конкурентов могут быть не замечены потребителями или не иметь для них существенного значения.

Инструменты управления логисти­ческой системой предприятия приведены на рисунке:

Инструменты управления логисти­ческой системой предприятия
--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com