Логистическая стратегия
--
С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятий в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам. Специалист по логистике должен обладать способностью к стратегическому управлению. Он должен уметь:
- моделировать логистическую ситуацию;
- выявлять необходимость изменений;
- разрабатывать стратегию изменений;
- использовать в ходе изменений научные методы;
- воплощать логистическую стратегию в жизнь.
Интегрированная логистическая система должна легко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды.
Аксиома стратегического управления - чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.
Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.
Логистическая стратегия представляет собой:
- правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности;
- обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегическое управление логистикой - деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.
Виды стратегии:
- стратегия дифференциации - стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;
- стратегия лидерства по затратам - стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;
- стратегия фокусирования - концентрация на удовлетворение потребностей потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии - удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;
- стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.
Виды диверсификации:
- горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например, техника сбыта фирменной продукции); расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;
- вертикальная - предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых структур;
- латеральная - включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.
Стратегия компании «Проктер энд Гэмбл»:
- Энергичная защита существующего бизнеса с помощью агрессивного маркетинга и снижения общих затрат.
- Инвестиции в избранные мелкие фирмы в тех сферах, откуда можно организовать атаку против существующего бизнеса. Внимательное наблюдение за вновь появляющимися фирмами. Приобретение наиболее успешных из них.
- Осуществление стратегии атаки внутри фирмы благодаря системе управления торговыми марками и целеустремленному распределению ресурсов на маркетинг и развитие технологий. Передача методов успешных компаний в отделы, выпускающие более крупные торговые марки.
Рекомендации для разработки логистической стратегии:
- При разработке и осуществлении стратегических действий в области логистической деятельности предприятия отдавайте приоритет тем из них, которые обеспечивают долгосрочное улучшение конкурентной позиции предприятия.
- Помните, что ясная, хорошо продуманная и последовательно реализуемая логистическая стратегия приносит предприятию хорошую репутацию и признание на рынке. Часто изменяемая стратегия, направленная на использование краткосрочных рыночных возможностей, приносит мимолетные выгоды.
- Исключайте стратегии «с остановками на полпути», представляющие собой компромисс между низкими общими затратами и высоким уровнем дифференциации или между широким и узким присутствием на рынке.
- Инвестируйте капитал в создание устойчивого конкурентного преимущества предприятия.
- Применяйте агрессивную атаку для создания конкурентных преимуществ и агрессивную оборону для их защиты.
- Исключайте стратегии, которые могут привести к успеху только при условии реализации наиболее оптимистичных прогнозов. Исходите из того, что конкуренты предпримут ответные меры и могут наступить времена с неблагоприятными рыночными условиями.
- Будьте осмотрительны, используя жесткие или негибкие стратегии, которые могут на длительное время лишить предприятие возможности маневра. Негибкие стратегии могут устареть в результате изменения условий и факторов внешней среды.
- Не допускайте недооценки ответных действий сотрудников службы логистики предприятий, конкурирующих с вами.
- Соблюдайте осторожность, атакуя сильных и обладающих значительными ресурсами конкурентов, не имея прочного конкурентного преимущества и достаточных финансовых и ресурсных возможностей.
- Атакуйте слабые, а не сильные стороны конкурента.
- Будьте благоразумны, снижая цены без надежного преимущества в общих логистических затратах.
- Помните, что агрессивные действия, направленные на завоевание части рынка конкурентов, могут спровоцировать агрессивный ответ в форме рыночной «гонки вооружений» и (или) войны цен. Это ведет к снижению уровня прибылей у всех участников рынка. Агрессивные действия, направленные на расширение доли рынка, вызывают ожесточенную конкуренцию, причем особенно тогда, когда рынок страдает от высоких запасов продукции и излишних производственных мощностей.
- При использовании стратегии дифференциации рекомендуется выявить самые важные упущения в качестве обслуживания потребителей - ваших клиентов. Незначительные различия между качеством логистического обслуживания конкурентов могут быть не замечены потребителями или не иметь для них существенного значения.
Инструменты управления логистической системой предприятия приведены на рисунке:
--
Назад в раздел
Дополнительная информация
|